Г. Скребицкий «Жаворонок» учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? - спрашивает её Весна.

Подожди, - отвечает Зима, - твоё время ещё не пришло.

Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери - всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».

Опять Весна спрашивает Зиму:

Скоро ли ты уйдёшь?

А Зима хитра, вот что придумала:

Стара я стала, - отвечает Весне. - Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.

Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:

Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.

Это нетрудно, - с радостью согласились птицы. - Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.

Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.

Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:

Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.

И на другой, и на третий день - всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.

«Как же Зиму прогнать?» - думают птицы.

Наконец самые озорные из них - воробьи - решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.

Слышишь, как весело воробьи поют? - говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.

Да разве это пение?! - ответила она. - У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…

Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:

Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.

Согласилась Весна, ждёт с нетерпением - какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.

Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.

Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика - дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.

Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! - говорит Весна Зиме.

А Зима только рукой махнула.

Послушай-ка, - отвечает, - как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!

«Что правда, то правда», - вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.

Давай-ка я попробую, - предложила синица, - мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.

Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.

Слышишь, как хорошо синица поёт? - спросила Весна у Зимы. - Или ты и это за песенку не считаешь?

Конечно, нет, - отвечает Зима. - Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.

Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.

А если я попытаю счастья? - предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. - Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.

Ну что ж, попробуй, - согласилась Весна.

И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».

Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.

Слышишь, как славно овсянка поёт? - сказала Весна Зиме. - Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.

Рассмеялась Зима:

Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.

Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.

А тут, глядь, откуда ни возьмись - тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно - лесной артист.

Давно бы меня попросили, - сказал он Весне. - Я на весь лес и запою. И птицы, и звери - все моё пение хорошо знают.

Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».

И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» - шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.

Ишь, тетерев зачуфыкал, - говорили люди в соседней деревне, - значит, скоро тепло настанет.

Полетела Весна к Зиме.

Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.

А какое дело мне до людей? - заносчиво отвечает Зима. - Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!

Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.

Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.

Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые - покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.

Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка - жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…

Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.

Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.

А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.

Что же, и это не песня? - спросила Весна Зиму.

Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.


Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Произведения о родной природе. Г. Скребицкий. "Жаворонок"»
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
Метапредметные:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Оборудование: светофоры, компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, альбомные листы, карточки с заданием.
Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2), тетрадь по литературному чтению (ч.2).
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Психологическая установка на работу. 1 слайд
У. Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
А сейчас определите свое настроение при помощи светофора Регулятивные УУД
(самоконтроль)
2.Актуализация знаний
3.Проверка домашнего задания (2 слайд)
- Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков?(Весна, весна красная) 3 слайд
Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
“Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
“Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
“Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)
А) выявление читательского опыта:
С каким произведением вы работали дома? (стихотворение А Барто « Апрель» 4 слайд
Покажите модель обложки, которая подходит к произведению, приготовленного дома?
Б) Упражнение с заученным дома произведением.
- Выразительное чтение стихотворения « Апрель» или наизусть по желанию. Познавательные УУД
4.Работа в группах Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы.
1 группа: Увидал грача - …………………. весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2 группа: На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3 группа: Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок. Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
5.Сообщение темы урока. Загадка « Угадай, кто это?» (5 Слайд).
Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Рассказ о жаворонке (6 слайд)
Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
звукозапись (голос птицы).
7 слайд
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
6.Открытие нового
Физминутка - У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».
Знакомство с автором Г.А, Скребицким (8-9 слайд).
Чтение произведения Г.А.Скребицкого « Жаворонок» (хорошо читающий ученик).
- Понравилось ли вам это произведение?
- Расскажите, что именно?
-Какие слова вам были не понятны?
-Словарная работа. Чтение трудных слов 10 слайд
ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.
трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.
пригорки – небольшой холм, бугор
лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).
Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам.
- Подумайте, почему все радовались песне жаворонка?
- Как автор описывает восход солнца? прочитайте. (11 слайд)
- Откуда взлетел жаворонок? (12 слайд)
- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте.(13 слайд)
- Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте. (14, 15, 16 слайд)
- О чём они думали? (17 слайд)
- Прочитайте последний абзац.
- С чем сравнивает автор жаворонка?(18 слайд)
- К рисунку подберите заголовок. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
7.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА.
РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с.67 – 68
а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши.
б) Допиши предложение словами из текста.
Жаворонок – это небольшая…
в) Кто слушал песню жаворонка? О чем все думали? Найди ответы в тексте. Запиши.
г) Собери загадку. Запиши загадку и отгадку.
(В голосок будто звонок небе крохотный синем крохотный) Познавательные УУД
(Умение работать с текстомУмение выделять существенное)8. Литературно-творческая работа Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.
(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.) Личностные УУД
9.Итог
10.Рефлексия Что нового узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
(Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку).
-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.)
-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.
-Что понравилось?
(19 слайд) Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите свой рисунок к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите свой рисунок к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите свой рисунок к красному жаворонку. Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
(самооценка)
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (20 слайд) Выучить наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»
Нарисовать рисунок.
Придумать загадки о птицах. – Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Тема : Произведения о родной природе. Г. А. Скребицкий «Жаворонок»

Цель урока : Формирование умения работать с текстом произведения.

Задачи урока :

    Анализировать произведение;

    Учить применять полученные знания;

    Обогащать речь выразительными средствами языка;

    Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Над какой темой мы работаем? (Весна, весна красная…)

Что происходит с природой весной? (просыпается)

2.Мотивация.

Считается, что вестниками весны являются птицы.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …(грач)

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка. (скворец)

3. Белокрылая птица

Над морем летает,

Рыбу увидит -

Клювом хватает. (чайка)

Проверка с доской.

Что общего у этих птиц? (перелётные, прилетают с появлением корма)

3. Подготовка к восприятию произведения.

Отгадайте загадку об ещё одной перелётной птице. Напишите отгадку в оценочном листе.

Я над полем, над болотом

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолётом

В синем воздухе висеть. (жаворонок)

Что вы знаете об этой птице?

Жаворонки прилетают очень рано – как только возникают проталины. Жаворонки ищут еду на земле, могут разыскивать ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинок. Гнездо у жаворонка на земле. Пищу птицы также находят на земле. Птенцов десять дней выкармливают в гнезде и столько же вне гнезда. Когда птенцы подрастут, жаворонки приступают ко второй кладке.

- Как вы думаете, кому будет посвящено новое произведение?

(стр. учебника 116). Георгий Алексеевич Скребицкий «Жаворонок».

Как называется новое произведение? Совпали наши предположения?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 117 - Что мы узнаем о жаворонке? Что ещё можем узнать, поработав с этим произведением?

    Узнаем новое о жаворонке;

    Основная мысль произведения;

4. Первичное восприятие учащимися нового материала.

(чтение текста учителем, используя приём изучающего чтения)

1 абзац объясняю слово пригорок – небольшая возвышенность.

2 абзац - Почему не умчалась вдаль? Проверим?

3 абзац затрепетала - замахала быстро – быстро.

Что значит полилась? Послушаем? (фонограмма песни полевого жаворонка)

4 абзац чтение под звучание песни.

5 абзац трущобам – непроходимые места

6 абзац лютого – значит очень холодного

Как вы думаете, а кто полез из своих норок, щёлок и трещинок?

Зачем они выбрались наружу? (погреться)

7 абзац – Почему медведь, услышав жаворонка, не вылез наружу?

8 абзац – О чём думали животные? (уже не страшен холод)

9 абзац

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Первичная проверка понимания.

Совпали наши предположения, о ком будет это произведение?

Что нового узнали об этой птице?

- Напишите в оценочном листе;

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

На какую тему это произведение? (природа) Проверим.

6. Анализ при повторном чтении. (отношение автора к природе и к жаворонку)

1 абзац (читают дети)

Какой месяц? (март)

- Белый наряд зимы - это что? (снег)

2 абзац, 3,4 и 5 абзац

Как появился жаворонок? (вдруг, неожиданно).

А почему неожиданно? (серая птичка, невзрачная, небольшая).

Как она взлетала (медленно, затрепетала крылышками, значит маленькая птичка).

Какая песня у жаворонка? (радостная, потому - что стало тепло, звенящая - звонкая, далеко её слышно).

Что слышалось в этой песне? (журчание хлопотливого ручейка, тихий звон капели, светлое, радостное, что не передать словами).

9 абзац Прочитайте последний абзац (сам – но)

Почему звёздочкой? Почему золотая и дрожащая?

7. Первичное закрепление.

Какие задачи урока мы ещё не выполнили?

1) Не узнали основную мысль произведения.

1) Составляем кластер. (дети в группах отвечают на вопросы по тексту и записывают их на лучиках)

1. Опишите внешний вид жаворонка (цвет и размер)

Жаворонок – это …небольшая серая птичка.

2. Как летает?

Она …взлетела, но не умчалась вдаль. Она …затрепетала крылышками и стала медленно подниматься ввысь.

3. Какая песня у жаворонка?

Песня у жаворонка … радостная, звенящая.

4. Что слышалось в песне жаворонка?

В этой песне слышался и …(тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка и светлое, радостное)

И теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а …(золотой звёздочкой, дрожащей в небе).

2) Составляем модель обложки. (6 группа)

7. Рефлексия.

Считаем плюсики в диагностическом листе.

Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,

«На уроке мне было…»

8. Домашнее задание.

Задания на выбор – 1. выучи наизусть 1 абзац.

2. нарисуй жаворонка или иллюстрацию к произведению.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

чайка

Зовётся птица … .

2. Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3.

Соедини стрелками загадку и отгадку.

скворец

. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … .

чайка

.Между веток новый дом,

Нет двери в доме том.

Только круглое окошко -

грач

Не пролезет даже кошка.

3. Белокрылая птица над морем летает,

Рыбу увидит - клювом хватает.

Материал для работы в группах.

В этой песне слышался и __________________________________________________________________________________________________________________

Она _________________________________________________________________________________________________________________

Она _____________________________________________________________________________________________________________________

Песня у жаворонка _________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Жанр произведения

Тема произведения

Основная мысль произведения

Конспект открытого урока по литературному чтению

во 2 классе

(Программа «21 век»)

Тема: «Произведения о родной природе. Г.Скребицкий «Жаворонок»»

Цель: создание условий для полноценного восприятия произведения. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему произведения, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою, находить главную мысль каждого абзаца и рассказа в целом.

Ход урока:

    Приветствие.

Учитель:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнёмся всем направо, улыбнёмся всем налево.

Улыбнёмся всем, кто сзади.

А теперь тихонько сядем.

    Подведение к теме урока.

На доске нарисована весенняя природа. У детей на партах вырезанные заранее разноцветные весенние цветы.

Схема настроения (слайд 2)

ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке тёплая атмосфера

ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой

СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный

КРАСНЫЙ – цвет праздничный, все праздники запоминаются. Пусть запомнится и этот урок.

Учитель: Посмотрите видеоролик. После просмотра выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению. Обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

    Просмотр видеоролика с картинами о весне (слайд 3) .

    Какая из картин вам знакома? (В. Бакшеев «Голубая весна»)

    Разговор по картине В. Бакшеева «Голубая весна» (слайд 4) :

Почему картина называется «Голубая весна»?

Какого цвета небо?

Видно ли солнце?

Какие деревья изображены? (Берёзовая роща, листочков ещё нет. Б ерёзки, будто только проснувшиеся ото сна. Если мысленно отправиться в эту рощу, то можно услышать свист соловья, почувствовать свежесть ветерка и аромат весны ).

    Почему именно весна пришла к нам на урок литературного чтения? Почему мы начали с разговора о весне? Над какой большой темой мы с вами работаем? («Весна, весна красная» - слайд 5 ).

    Почему весну называют «красной»? (Красивая – слайд 6 )

    Проверка домашнего задания

Перелистаем страницы известных произведений.

Какие произведения о весне мы с вами читали? Соедините автора, название произведения и иллюстрацию. (Работа в парах по карточкам). Проверка на доске (слайд 8) .

    Работа по содержанию изученных произведений:

Узнайте произведение по прочитанному отрывку.

    «Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями». А. Чехов “Весной” (слайд 9) .

    Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” Г. Скребицкий «Весна – художник» (слайд 10).

    Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” Н. Сладков « Проталина» (слайд 11).


    – Плохи дела, – испаряюсь…
    Н. Сладков «Снег и Ветер» (слайд 12).

    «Настоящую песню надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…» А. Куприн «Скворцы» (Слайд 13).

    - Пахнет весной?

- Heт отвечает мама. - Весна ещё только голос подаёт. Рано! Э. Шим «Чем пахнет весна» (слайд 14).

    Определение темы и целей урока.

    Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. Весной оживает природа, возвращаются птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? (слайд 16)

    Беседа о жаворонке (слайд 17).

Что это за птица?

Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

Внизу есть подсказка в виде зашифрованного слова. Подсказка «Внимательные глазки».

С этим словом что-то сталось:
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!

с ж с а с в с о с р с о с н с о с к с (жаворонок)

    Что вы знаете об этой птичке?

Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Она серого цвета голова украшена небольшим хохолком, Крик - негромкое «чрр-ик», песня - долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. житель лугов и степей, гор и полей. Жаворонки относятся к перелётным птицам, но они не улетают далеко от места гнездовья и одними из самых первых возвращаются назад. Массовый прилёт начинается ещё тогда, когда не сошёл снег, в самом начале марта.

    Как вы думаете, как называется произведение, которое мы будем изучать? («Жаворонок»)

Автора произведения вы узнаете, посмотрев на следующий слайд (слайд 18). Назовите автора (Георгий Скребицкий).

    В каких уже изученных нами произведениях шла речь о жаворонках? (Тютчев, Проталина)

    Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с произведением, учиться составлять план по абзацам).

    Словарная работа (слайд 19)

Зенит - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.

трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.

пригорки – небольшой холм, бугор

лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).

    Физкультминутка

    Чтение текста (читает учитель). В момент чтения описания пения жаворонка звучит фонограмма (пение лесного жаворонка).

    Первичное впечатление.

Понравилось ли вам произведение?

Какое настроение оно у вас вызвало?

Когда вы радовались?

Подумайте, почему вы радовались песне жаворонка?

    Работа с текстом. Чтение учащихся и озаглавливание по абзацам.

    Прочитайте 1 абзац.

Вопросы: О каком времени года идёт речь?

Почему вы решили, что это весна? Докажите словами из текста.

Как можно озаглавить этот абзац?

Посмотрите на картину, совпадают ли ваши представления?

    Чтение 2 абзаца

Вопросы: Как появляется жаворонок? Откуда взлетел жаворонок?

Как можно озаглавить абзац?

    3 абзац

Что слышалось в песне жаворонка?

Подберите заголовок.

    Подведение итогов. Рефлексия.

Понравилась вам эта птичка?

Как вы считаете, как сам автор относится к прилёту жаворонка?

Что это за жанр произведения? (рассказ)

Объясните почему? (случай из жизни )

    Домашнее задание.

Кто слушал весеннюю песню?

Выучить наизусть понравившийся абзац.

2. Подпишите автора и название произведения

«Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?»

Дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет! Осунулся и почернел!
– Плохи дела, – испаряюсь…

- Пахнет весной?

- Heт, - отвечает мама. - Весна ещё только голос подаёт. Рано!

«Настоящую песню надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…»

Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые – покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая, укрытая бурой прошлогодней травою земля.
Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет.
Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.

В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… Выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…
Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа.
А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, дрожащей в небе.

mob_info