Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" (5 класс). Презентация на тему: "Реферат На тему: Как человек изменил Землю

Технический прогресс изменил лицо Земли всего за несколько десятилетий. Все фотографии были сделаны спутниками, которые входят в программу «Landsat». 23 июля этой программе исполняется 40 лет. Программа, управляемая совместно НАСА и Американской геологической службой, направлена на систематический сбор данных о нашей планете.

Большое Соленое Озеро, США, в 1985 и 2010 годах


В 1990 году побережье Дубаи оставалось практически нетронутым человеком, но спустя каких-то 16 лет эта местность изменилась до неузнаваемости

В 1984 в Бразилии только начинались работы над строительством дамбы Samuel, расположенной на реке Джамари в Рондонии. Второй снимок, сделанный в 2011, показывает, как повлияло наличие дамбы и водохранилища на окружающие леса.

На фотографиях, сделанных в 1973, 1987, 1999, 2004, 2007 и 2009 годах, показано, как исчезает Аральское море между Казахстаном и Узбекистаном. Когда-то одно из самых больших озер на земле было уничтожено советскими проектами по орошению.

Шэньчжэнь, Китай, в 1999 и 2008 годах.

Инфракрасные снимки 1975, 1992 и 2000 годов, показывающие исчезновение лесов в регионе Санта Круз де ла Сьерра в Боливии.

Озеро Мередит, США, в 1990 и 2011.

На фотографии, сделанной со спутника в 1987 году, на этой части Саудовской Аравии можно увидеть лишь огромную пустыню. Но к 2012 году большая часть этого региона превратилась в сельскохозяйственные угодья, похожие на зеленые точки на бесплодных землях.

Мертвое море в 1984 и 2011 годах

Ледник Колумбия, Аляска, 1986, 2000 и 2011 год

Марокко в 1985 и 2011

Город Тусон, штат Аризона, США, в 1984 и 2011 годах

Джакарта, Индонезия, в 1976, 1989 и 2004 годах

Каспийское море в 1972, 1987 и 2010 годах

На фотографии 1992 года территория Бинхай в Китае представляет собой малонаселенную, болотистую местность. Но уже к 2012 году этот район превратился в развитую экономическую зону

Сантьяго, Чили, в 1985 и 2010

Урок 30

Как человек изменил Землю

Цель: создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.

Задачи:

Помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем;

Способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;

Способствовать самовыражению и включению чувств и эмоций учащихся

Способствовать созданию в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества.

Основное содержание темы. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Планируемые результаты

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение влияния человека на облик Земли; умение понимать смысл постановленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания.

Метапредметные

Познавательные: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разнообразных формах (тексты, таблицы); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы другой; представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные: умение инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цель, функции участников и способы их взаимодействия.

Регулятивные: способность самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения ссвоей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.

Рефлексивные: умение оценить свои учебные достижения, поведение эмоциональное состояние.

Предметные: освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обощать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

Оборудование и организация образовательного пространства : учебники; рабочие тетради; электронное приложение; презентация учителя; компьютеры, наличие Интернета; физическая карта полушарий.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Актуализация изученного материала:

Фронтальная беседа по следующим вопросам:

1. Когда человек появился на Земле? Кто был его предком?

2. Всегда ли человек был таким, какими мы являемся сейчас?

3. Назовите известных вам предков человека?

III . Актуализация изучаемого материала, определение темы урока.

Мудрое слово всегда кратко, - говорит учитель и предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей.

Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни.

А. Куприн

Всё в мире нитью связано нетленной,

Всё включено в круговорот,

Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной,

Звезда тот час сорвётся и умрёт

Д. Куклев

Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкальной композиции «Притяжение Земли» и я прошу вас определить главную мысль этого отрывка.

Заслушиваются варианты ответа учащихся (главная мысль – «Мы дети твои, дорогая Земля»).

Всегда ли мы поступаем по отношению к Земле как дети?

Всегда ли человек поступает разумно?

Изменилась ли наша планета с момента появления человека?

Формулируется тема урока «Как человек изменил Землю».

Озвучиваются основные цели урока.

IV . Изучение, осмысление нового материала.

Деятельность учащихся на уроке строится на уроке на основе поэтапного просмотра фрагментов электронного приложения и заполнения схемы – кластера. В центре страницы тетради размещается запись «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», в стороны расходятся лучи, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности человека, его негативное влияние на природу, а также предложения по устранению такого влияния. Негативное влияние обозначается знаком «минус» (-), предложения по устранению такого влияния – знаком «плюс» (+). Аспекты рассмотрения вопроса:

Использование человеком природы на ранних этапах исторического развития человека: охота, сбор растений;

Развитие земледелия и приручение диких животных;

Уничтожение лесов, распашка земель;

Появление городов, развитие промышленности;

Химическая промышленность;

Добыча полезных ископаемых: каменный уголь, руда, нефть;

Загрязнение окружающей среды: воздуха, воды, почвы;

Техногенные аварии;

Радиоактивные отходы.

Пример части схемы, составляемой учащимися.

Очистка сбрасываемых вод, утилизация отходов, современные технологии

Уничтожение почвы

Вырубка лесов

Сброс отходов в воду и воздух

Посадка защитных полос

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

РАСПАШКА ЗЕМЕЛЬ

Использование современных технологий, работа с человеком

Пожары, аварии на атомных станциях

ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ

ДОБЫЧА НЕФТИ

Разлив нефти

Влияние хозяйсвенной деятельности человека на природу

V . Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, изучают часть п.28, посвященную трём глобальным экологическим проблемам: озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект (с. 137-138).

    Придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;

    Объясняет то, что для других осталось непонятным;

    Делает вывод.

Выполнение задания: соотнесите предложенные экологические проблемы с их характеристиками.

Экологические проблемы Характеристики

Парниковый эффект Утоньшение озонового слоя

Озоновая дыра Результаты взаимодействия с водой

Кислотные дожди соединений серы и азота

Избыточное количество углекислого газа в

Атмосфере

Организуется групповая работа с целью ответа на следующие вопросы:

Первая группа:

Какие неблагоприятные последствия человеческой деятельности происходят в нашей местности?

Вторая группа:

Какие меры нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?

Третья группа:

Что может сделать каждый из вас для улучшения экологической обстановки?

Происходит обсуждение учащихся внутри группы, а затем один представитель из группы озвучивает результаты совместной работы.

Учащиеся приходят к выводу, что для сохранения жизни, как самого человека, так и всех живых организмов необходимо решить следующие задачи:

Бороться с уничтожением лесов;

Остановить наступление пустынь;

Защитить планету от всех видов загрязнений;

В заключении учитель читает отрывок из стихотворения «Берегите Землю…»

Берегите Землю!

Берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите! Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Откровение земли и неба-

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите!

VI . Рефлексия:

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие из этого нужно сделать выводы?

Что понравилось на уроке?

Как оцениваете свою деятельность?

VII . Домашнее задание.

    По тексту «Три «подарка» человека самому себе и своей планете» на с. 135-138 учебника составить 4-5 вопросов, начинающихся со слов «Почему…», «Что произойдёт если…», «Каковы причины…», «Каковы последствия…», «Обосновать зависимость между…», «Как зависит…».

    Предложить свои или прочитанные где-либо способы решения важнейших экологических проблем.

Самое масштабное воздействие на Землю люди оказали за последние 65 лет. А события, произошедшие за последние 250 лет, изменили облик нашей планеты до неузнаваемости.

Ученые связали 12 индикаторов человеческого прогресса с 12 масштабными факторами, оказывающими негативное влияние на планету.

Земля является домом для человечества на протяжении многих миллионов лет. И планета менялась вместе с людьми. Вот только в последние несколько сотен лет человек стал настолько активным, что сам начал менять Землю. Зачастую — не в лучшую сторону. Для этого явления даже придумали название — «антропогенный фактор».

Исследователи, принимающие участие в Международной программе по изучению биосферы и геосферы , проследили, как менялась планета с начала индустриальной революции в 1750 году до наших дней. Именно об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Anthropocene Review.

Отталкивались ученые от предложенного в 1980 году термина «антропоцен», который обозначает геологическую эпоху с уровнем человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме Земли.

Они изучали различные аспекты влияния человека на процессы, происходившие и происходящие на Земле. Однако оказалось, что особого влияния человек на планету не оказывал вплоть до 1950 года, начиная с которого ситуация начала меняться коренным образом. Исследователи окрестили этот год «краеугольным камнем Великого ускорения», которое продолжается по сей день.

Под данным термином они понимают 12 факторов антропогенного характера, которым соответствуют 12 негативных последствий для планеты.

Речь идет о росте населения Земли, реального внутреннего валового продукта, прямых иностранных инвестиций, общего использования энергии, числа больших плотин, объема используемой воды, применяемых удобрений, производимой бумаги, численности городского населения, уровне развития транспорта, телекоммуникаций и международного туризма. В противовес этим процессам исследователи поставили растущий уровень углекислого газа, оксида азота, метана в атмосфере планеты, озона в ее стратосфере, повышение температуры поверхности Земли, окисление океанов, вылов морской рыбы, вмешательство в экосистему планктона, загрязнение воды азотом, уничтожение тропических лесов, использование все больших площадей для сельского хозяйства и процессы, приводящие к деградации биосферы.

Все это стало проявляться в 1950 году. А началось 15 июля 1945 года, когда США успешно испытали свою атомную бомбу.

«65 лет — это средняя человеческая жизнь. За этот срок человечество продвинулось вперед, но одновременно нанесло планете колоссальный ущерб. Что будет дальше, и представить страшно», — уверен руководитель группы исследователей профессор Уилл Штеффен .

По его словам, именно люди несут ответственность за происходящие на Земле процессы. И только в их силах планету спасти или, напротив, уничтожить. Его коллеги сходятся во мнении, что единственный глобальный успех человечества за минувшие 65 лет — это борьба с озоновыми дырами. И если оно будет действовать сообща, то можно будет справиться и с другими глобальными проблемами из числа имеющихся.

Наконец, исследователи сделали еще один важный вывод. Продолжавшаяся на протяжении 12 тыс. последних лет эра голоцен подошла к концу. Влияние «венца творения» на Землю стало настолько сильным, что пора объявить о начале антропоцена — эпохи четвертичного периода, центральным фактором которого является именно человек.

Ученые считают, что со стабильностью, которая помогала человечеству развиваться на протяжении последних 12 тыс. лет, покончено. Настала эпоха Великого ускорения — антропоцена, — и удержаться на огромной скорости люди смогут, осознав всю ответственность за процессы, происходящие на Земле. Свои выводы ученые представят в ходе Всемирного экономического форума, который пройдет в Давосе с 21 по 24 января. А вот прислушаются ли к ним сильные мира сего — вопрос совершенно иного порядка.

Инструкция

Влияние человека на природу может быть прямым и опосредованным. Прямое воздействие антропогенных факторов имеет место, например, при распахивании целинных земель, возведении гидротехнических сооружений, при прокладке шоссейных дорог и других коммуникаций. Во многих случаях подобные изменения необратимым образом разрушают привычный ландшафт, преображая природу.

Широко распространено и косвенное воздействие цивилизации на окружающую среду. Примером может служить активное сжигание топлива в процессе производственной деятельности. В этом случае сам человек непосредственно не взаимодействует с биологическими организмами, но продукты сгорания топлива попадают в окружающую среду, приводя к загрязнению атмосферы и негативно воздействуя на растения и животных.

Человек в своей деятельности очень часто изменяет природу , бессознательным образом, не желая этого. Даже обычная прогулка по лесу или загородный пикник на природе могут стать для растений и живых организмов губительными. Люди вытаптывают траву, срывают цветы, наступают на мелких насекомых. Хуже всего, когда на месте пикника или привала туристов остается неубранным мусор, который не только портит внешний вид местности, но и губительно влияет на природу.

Гораздо более масштабное воздействие на природу оказывает целенаправленная деятельность человека. Цивилизация для своего существования нуждается в возделывании обширных участков земли. Возделывая поля для выращивания злаков, люди вносят изменения в природу, которые носят долговременный и часто необратимый характер. Сельскохозяйственная деятельность способна полностью изменить экологию значительных территорий. При этом меняется структура почвы, вытесняются некоторые виды растений и животных.

В наибольшей степени воздействие человека на природу ощущается там, где велика плотность населения, например, в больших городах и их окрестностях. Людям ежедневно приходится решать вопросы, связанные с обеспечением энергией и продовольствием, утилизацией и продуктов жизнедеятельности. И чаще всего подобные проблемы решаются за счет природы и в ущерб ей. Примером могут служить колоссальные по размерам свалки бытовых отходов, которые устраивают на окраинах мегаполисов.

Воздействие человека на природу может быть и положительным. Например, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных в отдельных государствах организуются природоохранные территории, заповедники, заказники и национальные парки. Хозяйственная деятельность здесь, как правило, запрещена, а вот эффективные профилактические мероприятия по сохранению природного разнообразия проводятся довольно широко.

Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" ,предназначенный для учеников 5 класса, разработан с учетом федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения). Разработка позволяет проверить знания и умения пятиклассников и соотнести их с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для основной школы. Задания могут использоваться при работе с любым учебником биологии для 5 класса, входящим в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, а также для дистанционной проверки знаний учеников.

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии на тему: "Как человек изменил Землю?" (5 класс)»

Как человек изменил Землю.

Вариант 1.

А1.Отрицательное значение скотоводства для природы заключается в

А2. Вред природе от ядохимикатов, которые изобрел человек, заключается в том, что они

А3.Использование ядерного оружия приводит к

А4.Кислотные дожди образуются в результате

А)Увеличение поголовья домашнего скота благотворно влияет на состояние пастбищ.

Б)Уменьшение толщины озонового слоя особенно заметно над Антарктидой.

Б2.Выберите три верных ответа. Вредное воздействие человека на природу привело к образованию

Как человек изменил Землю.

Вариант 2.

А1.Широкое распространение на территории России колорадского жука связано с

А2. Отрицательное значение распашки новых земель для природы Земли заключается в

А3.Озоновый слой атмосферы разрушают

А4.Парниковыый эффект приводит к

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А)Производство новых химических веществ загрязняет окружающую среду.

Б)Парниковый эффект влияет на изменение климата на Земле.

Б2.Выберите три верных ответа. Загрязнение окружающей среды вызывают

Б3.Закончите предложения, используя слова из словарика.

mob_info