Гоголя «Мертвые души. Изображение помещиков в поэме Н.В

Сочинение по литературе по теме: «Изображение помещиков в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»».

«Мертвые души» - одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В нем автор мастерски отобразил пороки и недостатки русского народа, проблемы России. Он хотел показать деградацию человеческой души, ее затухание, умертвение. Для этого Николай Васильевич решил использовать дворянство, а то есть его представителей - помещиков. В поэме каждый из них имеет свою историю жизни, свой быт и свой характер, но при всем их внешнем разнообразии, они имеют одно существенное сходство: владея живыми душами крестьян, сами они являются душами мертвыми.

Рассмотрим подробнее каждого из помещиков.

Свои похождения Чичиков начинает с поместья сладкого романтика Манилова. Он из рода людей «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Все его мысли заняты глупыми мечтами о лучшей жизни и о процветании человечества, но на деле ничего не происходит. Хозяйством он не занимается и не хочет, даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне или нет. Вся его жизнь основана на заискивании и подхалимстве перед высокопоставленными людьми, а то есть она бессмысленна, пуста. Душа Манилова мертва.

Далее на своем пути Чичиков попадает к Настасье Коробочке. Уже по говорящей фамилии мы можем назвать главную черту ее характера – ограниченность мышления, то есть помещица как бы заключена в «коробочку» своего сознания. Настасья Филипповна очень хозяйственная, знает всех своих крестьян по именам. Она не имеет большого состояния, но очень сильно боится продешевить и потерять хоть часть из своего «богатства». Смысл всей ее жизни – накопить как можно больше денег и не отдать никому лишнюю копейку. Душа Коробочки тоже мертва.

Следующим в галерее помещиков появляется Ноздрёв. Он игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Он проиграл всё своё состояние, поэтому живет полностью в долгах. Постоянно ругается, бранится, ведет себя грубо и агрессивно. Ноздрёвым управляет стихия. Он любит себя, эгоистичен. В 35 лет он такой же, как и в 18. Он не развивается, просто стоит на месте. Цель его жизни – весело проводить время. Его душа также мертва.

После посещения имения Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. «Чертов кулак», - называет его гость. Корыстный, циничный, узкий в интересах человек. Он очень расчетливый хозяин, все крестьяне в его поместье живут в хороших условиях. Но душа его также не является живой. У нее требования лишь гастрономического характера: как бы побольше съесть за обедом или за ужином.

Последний представитель в галерее помещиков – Плюшкин. Его фамилия сразу же говорит нам о «сплющенности» его души. Плюшкин – настоящая скряга, он не поддерживает общение с его семьёй, а вместо этого копит весь мусор у себя в доме, носит оборванный халат и питается одними сухарями. Гоголь называет его «прорехой на человечество». На самом деле, Плюшкин находится на самой крайней стадии деградации человеческого существа. И его душа, конечно же, тоже мертва.

Таким образом, рассмотрев всех помещиков, которых посетил Павел Иванович, можно сделать вывод о смысле названия поэмы. Мертвыми душами являются не умершие люди, которых хотел скупить Чичиков, а сами помещики, которые ими обладали. Но в поэме есть все же и «живые» души, которые представлены в образе народа. Таким противопоставлением Николай Васильевич Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно и что все можно изменить, поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую боятся «другие народы и государства».

Изображение помещиков в поэме Гоголя "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Николай Васильевич Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму "Мертвые души" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом "стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез "с жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было "растущего деревца или какой-нибудь зелени". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью "соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей", или "горки выбитой из трубки золы", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: "...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе".

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше "своего носа". Все "новое и небывалое" пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За "последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Поистине "смех сквозь слезы".

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно...”
Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода - чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме
отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время - ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “...да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки - черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, - “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет... один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич - “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
Ноздрев - “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть - “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
“Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг - сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось... словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, - заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

Изображение помещиков в поэме Гоголя "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Николай Васильевич Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму "Мертвые души" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом "стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез "с жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было "растущего деревца или какой-нибудь зелени". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью "соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей", или "горки выбитой из трубки золы", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: "...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе".

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше "своего носа". Все "новое и небывалое" пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За "последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Поистине "смех сквозь слезы".

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

В поэме Гоголя есть ярко видимая сюжетная линия. Это посещение главным персонажем хозяев поместий вокруг губернского города. Изображение помещиков в поэме «Мертвые души» позволяет представить разные, но схожие типы дворянства.

Сладкий романтик

Первый образ помещиков - Манилов. Он пытается привлечь к себе слащавостью, мечтами о лучшем мире. Процветание человечества в голове купца глупо и безжизненно. Погрузившись в сладостные мечтания, хозяин становится ленив и бездушен. Вокруг все приходит в упадок. Дом одиноко стоит на возвышенности, пруд, когда-то красивый и стильный, затягивается зеленой тиной. Хозяйство без Манилова, как дом без крыши. Умирают люди, помещика это не волнует. Ему не интересно, сколько их погибло, от чего, можно ли что-то исправить, сделать жизнь людей легче. Волнует Манилова низкопоклонство, он готов заискивать перед любым высокопоставленным лицом. Подхалим и льстец ищет только выгодные связи.

Богатство в коробочке

Чичиков попадает во владения женщины. Настасья Коробочка ограниченная в мышлении. Она спрятала свой ум глубоко, под замки. Коробочка очерствела и отупела. Внешняя деловитость зарывает собой жадность и истинное желание хозяйки – разбогатеть любой ценой. Помещица знает всех крестьян, помнит их имена, но может любого из них продать, если заметит выгоду в сделке.

Копейки купчиха прячет в комод, никому не дает лишней монеты, прибедняется и жалуется на нищету и бедность. Помещица схожа с кощеем: сидит на мешочках с деньгами, сухая, бездушная и страшная.

Эгоист и кутила

Следующий помещик, встретившийся на пути Чичикову, – Ноздрев. Купец игрок и пьяница. Он не ценит того, что досталось ему, все спускает на свои развлечения. Ноздреву нравится жить в долг. Он становится агрессивным, злым и жестоким в общении с людьми. Речь персонажа - постоянная грубая брань. Ноздрев не любит людей, но очень ценит себя. Эгоист не меняет своего поведения, он был таким в молодости, остается завсегдатаем кабаков и пирушек в 35 лет. Развитие помещика остановилось, душа изжила себя, омертвела. Веселое времяпрепровождения не завершиться для помещика хорошим, драки и пьянки сделают свое дело.

«Чертов кулак»

Чичиков называет чертовым кулаком Собакевича, оказавшись у него в гостях. Сочетание слов сложно для восприятия. Черти - мелкие существа, вредные и опасные. Кулак - крепкая часть руки богатыря. Собакевич такой и есть. Он здоров как русские молодцы, но алчен, как все представители черных сил. Помещик ест как сказочный персонаж, много и без разбора. Еда - для него смысл существования. Другие интересы купец отрицает, нет ничего важнее собственной сытости. В словах и поведении помещика видны корысть, цинизм и алчность. Расчетливость продавца мертвых душ пугает. Его душа давно умерла и вылетела из тела, оставив хозяину только плотские желания.

«Сплющенность» духовного мира

Плюшкин - самый низ деградации помещичьего сословия. Грязный хозяин поместья не похож на купца во внешности и в поведении. Души нет, как нет и жизни вокруг человека. В доме пусто и страшно. Сложно представить, как мог человек дойти до такого состояния. Насколько алчным становится помещик, что отказывает в естественных желаниях даже себе. Жить с кучей мусора, носить рваную одежду, питаться заплесневевшими сухарями - разве это удел хозяев жизни? Классик дает Плюшкину яркую характеристику - «прореха на человечестве». Можно просто осудить героя, но важно понят, куда тянут Россию такие люди.

mob_info