История жизни наташи пьесе на дне. Женские образы в пьесе М

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», - писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.

Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому - Наташа.

Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.

В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.

Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.

Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».

Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.

Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?».

Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.

В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти. Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.

Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.

Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».

Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.

В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», - писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.

Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому - Наташа.

Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.

В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.

Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.

Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».

Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.

Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?».

Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.

В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти. Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.

Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.

Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».

Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.

В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.

Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в нее влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет ее уехать с ним в Сибирь:

“Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем.”

Но она честно признается, что не любит его

настолько, не верит его намерениям.

“И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…”

Василиса, узнав о том, что Пепел хочет ее бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает ее кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: “Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..”.

Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.


Другие работы по этой теме:

  1. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива,...
  2. Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто...
  3. Пьеса “На дне”, написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность “На...
  4. Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был...
  5. Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука....
  6. Лука – странник, житель ночлежки. Один из самых ярких персонажей пьесы. Через него автор ставит один из главных вопросов произведения: что лучше, истина или сострадание,...
  7. ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа...
  8. Пьеса “На дне” – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и...

образ Бубнова

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Образ Насти

Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Образ Барона

Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

Образ Луки

Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Образ Актера

Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Образ Наташи

Наташа сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

Образ Пепла

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Образ Сатина

Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как "макробиотика", "Сарданапал" и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей "дна". О себе он говорит: "Надоели мне, брат, человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...", "Я был образованным человеком...", "Я много книг читал...". Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. - скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией "утешительной" лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." С. осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Но что такое человек для С.? "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!"

Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, "поющих" разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде - свободе - человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит "вечные" философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, - Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое "дно" жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончае мый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-"него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила - в стремлении вперед, "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий - ясны, все ясно!..» Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.

В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение.

Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек - Лука, странствующий беспаспортный старик.

Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ничего!..» Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки - это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь. Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие -прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны - он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы.

Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков - ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх.


Страница: [ 1 ]
mob_info