Военное дело - пика. Казачья пика Казацкая пика

Одна из разновидностей длинного копья. Среди древкового оружия пика - настоящий долгожитель: ее использовали аж до первой половины XX века. Ударное оружие кавалерии и пехоты, она пережила многих ровесников из Средневековья. Причина этого кроется в невероятной эффективности такого оружия на поле боя и его универсальности. Но обо всем по порядку.


Впервые пика появилась на вооружении в начале XV века. Грубо говоря, длинное копье было известно еще в глубокой древности, а некоторые историки даже указывают на находки, изготовленные еще до появления Homo Sapiens. Но среди сородичей пику выделяют несколько важных особенностей:

Во-первых, пика была значительно длиннее и тяжелее обычных боевых копий. Она предусматривала только двуручный хват, во время которого ее древко зажимали под мышкой - только так можно было удержать наконечник под нужным углом. Разумеется, совершать частые уколы и тем более метать большинство разновидностей пик в неприятеля было очень сложно из-за их массы и формы - разве что в целях элемента внезапности.
Во-вторых, наконечник пики рассчитан на пробой доспехов, а потому имеет узкую граненую форму. В отличие от других копий, особенно восточных, им можно было наносить только колющие удары. Впрочем, честнее будет сказать, что для того, чтобы «наносить» удары чем-то настолько длинным, как мавтританская пика, нужно обладать внушительной физической силой. Обычно ее просто выставляли в сторону противника и старались подгадать момент таким образом, чтобы всадник или его конь самостоятельно налетели на острие.


Македонская фаланга пикинеров

Почему же копья, и пика в частности, имели такую популярность и эффективность? Массовая культура любит копья намного меньше, чем мечи и топоры, однако в реальном открытом бою копье было практически незаменимо.

Начнем с того, что копье - это как минимум пара (а иногда и шесть) метров древка между вами и противником, при этом с его стороны находится острый наконечник. Такое преимущество в бою не может обеспечить ни одно другое оружие: плотный строй, ощерившийся копьями, становится очень серьезной преградой на пути как пеших, так и конный войск. Изготовить копье очень просто - всего-то нужно найти и обтесать подходящий шест, добавив наконечник и противовес. Даже острая палка, обожженная на огне, могла стать опасным оружием в руках умелого бойца, чего уж говорить про полноценное оружие с наконечником из острой стали, оснащенное крестовиной. Перерубить древко копья не так-то просто - удар как правило придется по касательной, что уменьшит его силу, к тому же многие копья дополнительно оковывали железом ради увеличения прочности.

Выделяют три основные разновидности пик:

Шиловидная , или «мавританская» пика была рекордсменом по размерам, ее длина составляла от 4,5 до 7 метров. Увенчанная длинным (до 50 см) четырехгранным наконечником, она представляла собой грозное оружие, способное при благоприятном стечении обстоятельств нанизать рыцаря на острие как шашлык.

Европейская пика - это усредненный вариант пики, который дожил до Первой мировой войны. Универсальное оружие пехоты и кавалерии, популярное благодаря соотношению габаритов и эффективности. Несмотря на то, что ее длина обычно была в районе 3,3 метров, наконечник такой пики обычно не превышал 12 см. Пикинеры выстраивались в несколько шеренг, стараясь повысить свою эффективность, отчего со стороны формация напоминала утыканного длинными иглами дикобраза.

Абордажная пика, как нетрудно догадаться, применялась моряками во время абордажей, когда корабли сцепляются бортами. Она была короче сухопутного аналога (1−1,8 м), что неудивительно - на шаткой палубе, в давке сражения излишне длинное древко было лишь помехой. Ей кололи, ее швыряли в противников и спихивали в воду абордажные крюки. Благодаря дистанции, которую гарантировала пика, часто она была намного эффективнее привычных ножей и сабель.

Укорачивание пики стало происходить с поступлением на вооружение мобильной артиллерии, а ее закат наступил тогда же, когда кавалерия перестала участвовать в боях - вплоть до 1920−30 годов, когда она почти повсеместно исчезла из обихода. Вместо пик стали применяться штыки, которые крепили на мушкетах - в случае необходимости ими можно было довольно эффективно отбиваться в ближнем бою.

Что есть пика? Это оружие вельмож, палка, у которой на каждом конце — бедняк.

А. Сапковский, «Владычица озера»


Недавно на форуме «Лучших компьютерных игр» был организован опрос: надо ли нам ограничиваться темой современного оружия, или же в этой серии будет интересно прочитать и про оружие прошлого? Новая тема была одобрена подавляющим большинством читателей, и вот перед вами — первая статья из цикла «Оружие ушедших времен».

Семь причин вооружиться копьем

Хотя в современных романах всякий уважающий себя герой непременно вооружается мечом, на худой конец — топором или молотом, на деле самое распространенное оружие древности и средневековья — копье либо пика. В общем, простая деревянная палка с колющим наконечником.

Это непритязательное оружие появилось еще в доисторические времена, породило множество потомков и продержалось на сцене театра военных действий вплоть до нового времени — его начал вытеснять штык, который, по сути дела, есть то же самое копье, совмещенное со стрелковым оружием. А в руках кавалериста пика служила верой и правдой даже в 19 веке и окончательно отступила за кулисы истории вместе с самой кавалерией.

Это интересно: и даже тогда она не сдалась без боя. Уже во время Второй Мировой некий бравый офицер Рейха совершенно серьезно предлагал... вооружить пиками мотоциклистов.

Какие же преимущества обеспечили этому чуду неандертальской военной мысли такую долгую жизнь? И — раз уж у нас игровой журнал — как обстоят дела с этими преимуществами в компьютерных играх?

Дешевизна

Доисторическое копье.

Технология изготовления копья известна так давно, что мы даже не уверены, принадлежала ли честь открытия homo sapiens"у или представителю иного, предшествующего биологического вида. Когда сей доисторический Калашников, почесывая непривычно бесхвостый копчик, впервые расщепил бамбуковую палку так, что получился острый конец — его племя получило в свои лапы самый веский аргумент в борьбе за выживание.

Копью, на самом-то деле, даже наконечник необязателен: простая заточенная палка вполне годится на эту роль. Именно поэтому мы и не знаем даже приблизительно дату его появления: ведь с доисторических времен неплохо сохраняются каменные наконечники, а у обычной деревяшки мало шансов дожить до почетного места в археологическом музее.

Позднее, конечно, элегантность первобытного копья была утрачена, его стали увенчивать металлическим наконечником; но даже и в этом случае цена копья намного ниже стоимости даже самого завалящего мечишки. Металла на него надо мало, высокого качества не требуется, а древко всегда можно заменить.

Простота

Солдат, впервые в жизни взявший в руки меч, представляет нешуточную опасность на поле боя — во-первых, для себя самого, во-вторых, для однополчан. Чтобы научить его хоть как-то разумно махать этой отточенной железякой, нужны долгие упражнения, терпеливый инструктор и руки, растущие из нужного места нужным концом наружу.

Тогда как обучить владению копьем так, чтобы худо-бедно защитить себя и даже в кого-нибудь попасть, можно за пару часов тренировки. И это не преувеличение, что хорошо известно любителям полевых ролевых игр. Достаточно показать новобранцу правильную стойку и пару движений — и после недолгих упражнений он уже на что-то способен.

Китайский пудао — не совсем копье, скорее секира.

Возможно, это — главная причина, по которой пика или копье были основным вооружением ополченцев, рекрутов и прочей «неэлитной» пехоты. Ими не брезговали и профессионалы, но второсортные войска вооружали почти всегда именно так.

В играх: в стратегиях эти достоинства копий нашли свое выражение: сплошь и рядом копейщики оказываются самым дешевым и массовым войском. Например, в Master of Magic они не требуют на свое содержание даже золота (работают за пропитание), и вместо стандартных 6 человек в отряде поставляются комплектами по 8. Впрочем, не всегда бывает так: в системе Warhammer Fantasy Battles копейщики сплошь и рядом обходятся дороже мечников.

Ролевые игры редко принимают во внимание как простоту, так и дешевизну. Идея «простого» и «сложного» оружия появилась в Dungeons & Dragons только после 25 лет развития, и то в очень урезанной форме. А что до стоимости — редко герои приключений испытывают такую нужду, чтобы не суметь обзавестись каким бы ни то было мечом.

Вероятно, разумно было бы, чтобы копье сделалось в ролевке типичным оружием мага. Впрочем, сейчас эту роль исполняет посох. А вот кинжал — другое ходовое оружие чародеев — вызывает крайнее недоумение. Трудно предположить, чтобы эти «интеллигенты» сумели защитить себя с помощью короткого клинка.

Длина

Вряд ли нужно объяснять, что тот, у кого оружие длиннее, имеет шанс нанести удар первым. А до второго удара его противник может и не дожить.

Собственно говоря, именно поэтому копье опасно даже в неумелых руках.

Правда, на близком расстоянии от него толку мало; тут в дело идут мечи. Обычно у копейщика есть еще какое-то оружие, хотя бы нож; если это, конечно, не ополченец, с гибелью которого командование смирилось заранее.

В играх: в стратегии пика чаще всего обеспечивает «первый удар». А вот в ролевках от этого мало проку, поскольку противники там обычно от одного попадания не умирают. С недавних пор в D&D все же появилось длинное оружие, достающее противника через клетку. Прогресс! Но преимущества эти все же пока не настолько велики, чтобы копье серьезно потеснило меч.

В серии Wizardry длина копья позволяла действовать им из заднего ряда бойцов; тем самым оно оказывалось, как и посох, удобным оружием для мага.

Упор

Помимо того, что копье благодаря своей длине может держать врага на расстоянии (если уж удалось попасть), его можно упереть в землю, в результате чего выдержать мощный натиск. Именно поэтому копья и их родня — незаменимое средство при охоте на крупного зверя, например медведя или кабана.

Конечно, медведи на поле боя не слишком распространены, но на войне это тоже востребовано: пики оказываются веским аргументом против кавалерии. Правда, они далеко не всегда спасают жизнь своему владельцу (туша лошади на всем скаку имеет все шансы сломать копье и раздавить копейщика), но это все же какой-то шанс.

В играх: это свойство обычно принимает вид «плюсов против кавалерии» или специального приема, по-английски именуемого set to receive a charge .

Это неплохо, но могло бы быть гораздо интереснее.

Дело в том, что в фэнтези-антураже очень много противников — значительно крупнее человека. К лошадям, слонам, медведям добавляются огры, великаны, драконы, тролли — список можно продолжать страниц на десять. И, рассудку вопреки, наперекор стихиям, герой бросается на гигантское чудовище с мечом; даже если его удар достигнет цели, монстр гарантированно должен бы успеть оторвать ему голову. Но...

Строй

В произведениях современных фантастов воины то и дело смыкаются в плотный строй, совсем, видимо, позабыв, что вооружены двуручными топорами, цепами или еще каким-нибудь столь же малоподходящим для этого оружием. Страшное зрелище, должно быть, представляет собой начало сражения: первым же замахом каждый боец погружает свой топор в ухо соседу, и начинается плач и скрежет зубовный.

Но я отвлекся. Пика — едва ли не самое удобное оружие для боя в плотном строю. Мало того, что она не мешает соседу и не заставляет открываться: длинные древки позволяют действовать бойцам второго, а то и третьего-четвертого рядов, и множество наконечников создают так называемый «лес копий», через который очень непросто пробиться. При этом щиты закрывают копьеносцев достаточно, чтобы служить приличной защитой от стрел, камней и дротиков.

На этом принципе строились и фаланга, и легионный строй, и множество позднейших боевых формаций — вплоть до «ощетинившегося штыками» пехотного каре 19 века. И только появление пулеметов, сделавших бессмысленными плотные построения, окончательно вывело из употребления этот метод ведения боя.

В играх: эффект строя впервые, кажется, появился в Warhammer, то есть лет восемь назад, но только сейчас — благодаря серии Total War — начинает завоевывать право гражданства в играх. При том, что это — важнейшая часть тактики, и отсутствие строев ее очень сильно обедняет.

Если же все-таки строй есть, то копье может давать в нем два преимущества: больше ударов в единицу времени (за счет задних рядов) и дополнительное усложнение прорыва. В Total War реализовано второе, в Warhammer — первое.

Наскок

Разогнавшись как следует верхом на лошади, можно нанести удар такой силы, который, во-первых, не парировать и не отразить щитом, во-вторых, может сбить с ног даже медведя. Атака тяжелой кавалерии с копьями способна прорвать почти любой строй (если всадникам дали добраться до него, а не расстреляли по дороге).

Такая возможность возникла только с появлением стремян, поэтому в античные времена конница не была главной ударной силой. Но стоило скифскому изобретению распространиться по Европе — и на долгие годы рыцари сделались «богами войны».

В играх: чаще всего копье просто дает плюс к силе конной атаки, иногда — к прорыву строя. Элегантное решение нашлось в ролевой системе GURPS: там всадник с копьем наносит удар в соответствии не со своей силой, а с силой лошади. Поскольку в GURPS сила — основной фактор, определяющий урон, это означает, что такая атака раза в три сильнее обычной и при попадании чаще всего выводит врага из строя.

Метание

Многие виды копья относятся к «комбинированным» типам оружия: их можно метнуть. Конечно, проделывать это с македонской четырехметровой сариссой не рекомендуется, но, скажем, римские пилумы отлично служили и в этом качестве.

Копье служило для метания еще первобытным людям; в глубочайшей древности придумали также петли и дощечки для более далекого броска. Но, увы, даже с этими хитроумными приспособлениями оно никак не могло составить конкуренцию приличному боевому луку или арбалету, а потому в средние века привычка швыряться копьями потихоньку отошла в прошлое.

И все же оружие, которое при необходимости можно метнуть, — потенциальное тактическое преимущество. Незачем противнику знать в точности дальность нашего удара!

В мифах метанию копья уделено достойное место. Им славились не только греческие герои; так, например, ирландский герой Кухулин прославил прием под названием «прыжок лосося»: бросок копья ногой из-под воды (где копья не было видно). Было у него специальное Рогатое Копье, которое Кухулин, стоя в воде по колено, бросал в противника.

(По другой версии, прыжок лосося — это нечто вроде прыжка с шестом, где роль шеста исполняет копье. Но вот два года назад в окрестностях Дублина прошло состязание метателей копья ногой по колено в воде: рекорд «прыжка лосося» составил 4 с половиной метра. Не буду спорить, как прыгает лосось — будем считать, что ирландцам виднее.)

В играх: метательные копья в играх почти не встречаются. Правила регулярно их описывают, но из случаев реального использования с ходу вспоминается только Rome: Total War да еще древняя «бродилка» Ragnarok, она же Valhalla.

Это интересно: мало кто знает, что вышеупомянутый прием «прыжок лосося» стал началом революции в ролевой системе D&D. Начиная с третьей редакции, в правилах появилось понятие «feat» — в основном сюда вошли разнообразные воинские спецприемы. Откуда такое странное название? Впервые оно появилось в книге правил «Кельты» (Celts), в виде «heroic feat», то есть «подвиг героя», и описывало как раз этот самый «прыжок» и еще несколько подобных же деяний. А теперь в feats включаются разные банальные вещи, вроде подножки или обезоруживания, и переводят это слово обычно по-простецки: «навык» или «способность».



Из всего сказанного видно, что копье — один из важнейших видов оружия. Так оно и было в действительности. А вот в играх должного внимания ему пока не уделяется. И, если в стратегиях копье вполне работает, то в ролевках оно — «печальный пасынок природы». Какую-то популярность оно заимело только в Ultima Online, где его почему-то причислили к... фехтовальным клинкам, видимо, сочтя чем-то вроде двуручной рапиры.

Это при том, что в фэнтези-антураже у копья, очевидно, должно быть еще одно, важнейшее применение: бой с крупными монстрами. Против существа в полтонны весом от меча толку мало, и хочется верить, что в дальнейшем игры учтут эту тонкость, что позволит копьям триумфально вернуться в игровой мир.

Анатомия копья

Об устройстве копья много не расскажешь. Как правило, оно состоит из двух частей: древка и наконечника (или, как говорили раньше, железка ; железко — общее название металлической рабочей части копья, алебарды, топора и других видов древкового оружия). Рыцарские конные пики снабжались также щитком , закрывающим руку, либо упором . К древнегреческим и римским метательным копьям прилагался также ремень — аментум , позволяющий бросить копье дальше.

Древки для большинства копий — это обычные палки, лишь слегка обработанные. Длина их колеблется, в зависимости от задач, примерно от полутора метров до четырех с лишком. Маленькие копья почти всегда предполагают метание, длинные для этого не приспособлены.

Форм наконечника известно великое множество. В бронзовый век популярны были в основном формы, соответствующие тому или иному листу растения; как-то раз на археологической конференции один профессор рьяно отстаивал версию, что найденное в Уэльсе древнее копье было завезено с континента... потому лишь, что растения с листьями такого вида в Британии не встречаются. С распространением железа мастера отказались от непременного копирования «ботанических фигур», и появились ромбовидные, мечевидные и другие подобные наконечники.

На рисунках к фэнтези копья любят изображать с большим количеством жуткого вида зубцов. На деле зубцами копья снабжали нечасто: железко, оно денег стоит, и вынимать его потом... в общем, вы поняли. Охотничьи снаряды, вроде китобойного гарпуна, действительно зазубривали — дабы добыча не ушла; а из боевых копий такого дизайна удостаивались те, задача которых — воткнуться в щит и там остаться. Вроде пилумов, о которых речь ниже.

Дротик, рогатина и все-все-все

Оружейная терминология, особенно западная, различает много десятков разновидностей копья. Русская чуть поскупее (она специализируется на ударном оружии, такая, видать, местная специфика). Поговорим о самых известных из истории видах.

Пика или копье?

В чем разница между пикой и копьем? Как ни странно, на этот счет есть далеко не одно мнение. Не побоюсь сказать, что в литературе — даже специальной — существует немалая путаница.

Первая точка зрения — что пика просто длиннее копья. Другими словами, то, что длиннее двух метров — пика, а все, что короче — копье. В таком случае, рогатина, дротик и протазан — копья, а рыцарь и фалангит вооружались пикой.

Вторая, менее популярная версия — что различие в форме наконечника. Ориентированный на пробой доспехов узкий наконечник — пика, широкий листовидный — копье.

В этой статье я стараюсь придерживаться первой версии, как поддержанной более авторитетными источниками. Но, если вам по душе называть копье пикой, в этом нет большого греха. Тем более что даже сами владельцы боевых копий (или пик?) нередко в этом путались.

Дротик

Он же — сулица, фрамея или фэйцян, смотря по национальности. Классическое метательное копье: тыкать им в ближнем бою, конечно, можно, но предназначено оно в основном для броска. Типичная длина дротика — около полутора метров, но возможны варианты. Древко дротика не такое мощное, как у пики — ему не надо держать удар, а надо летать подальше. Но длина его, как ни странно это для незнакомых с предметом, имеет первостепенное значение: длинный дротик дальше летает.

(А то, чем играют в дартс, называется обычно «метательной стрелкой» и к дротику никакого отношения не имеет. Но в последнее время повелось называть стрелку тоже дротиком; в общем, муха тоже вертолет, только маленький совсем.)

Если хотите знать, на какое расстояние его можно швырнуть — ознакомьтесь с таблицей олимпийских достижений. То, что кидают спортсмены — именно дротик. А если серьезно, то считается, что дротик можно кидать на расстояние до 20 собственных длин, а с копьеметалкой (петлей или дощечкой) — вдвое дальше.

Дротик возник как охотничье оружие в первобытные времена (тогда его снабжали обычно костяным или роговым наконечником). В античности его сперва начали было вытеснять луки; но оказалось, что у дротика выше пробивная сила, и греческие, а равно римские армии вернулись к «классике». Впоследствии появились более мощные луки, что и ознаменовало конец применения дротика цивилизованными народами. Дикие же обитатели джунглей, вполне возможно, пользуются ими и по сей день.

В играх: встречается в стратегиях на римскую и греческую тематику, хотя иногда его вдруг решают сделать непригодным для метания. Из фэнтези-стратегий сходу вспомнился классический Master of Magic, где он служил национальным оружием людоящеров (и в самом деле отличался высокой пробивной силой). В ролевых играх дротики обычно, в дань традиции, моделируются, но толку от них чрезвычайно мало. Впрочем, большинство фэнтези-миров находится на более высокой стадии развития военной техники, так что это можно считать закономерным.

Пилум

По сути — это разновидность дротика, но такая знаменитая, что грех не посвятить ей отдельную главку. Пилум — дротик римских легионеров, пригодный и для метания, и для ближнего боя.

Самая интересная черта пилума (появившаяся, впрочем, не сразу) — длинное, зазубренное железко, чуть ли не в метр длиной, сделанное из мягкого железа. Пилум служил для того, чтобы метнуть его в щит врага: там он застревал и ломался, не давая как следует использовать щит. После чего неприкрытый враг становился уязвим.

Было у такого длинного наконечника и еще одно применение: имея дело с галлами, которые не слишком полагались на щиты, а в бой рвались с яростью берсерков, римляне подставляли пилумы под их мечи. Железо у галлов было дрянное, быстро тупилось, а колоть мечами они не умели и не любили...

Метали пилум посредством амендума — ремня-копьеметалки. Его римляне, по-видимому, позаимствовали у греческих метателей дротика — пельтастов.

Век пилума не закончился с падением Рима. Франкские воины, по-латыни не разумевшие, называли его ангоном, но боевые качества пилума от этого не пострадали.

В играх: в Rome: Total War пилум присутствует, но играет роль самого обычного дротика. Особых свойств за ним не замечено ни в одной известной мне игре.

Гарпун

Еще один ближайший родич дротика, отличающийся зазубренным наконечником и зачастую веревкой, привязанной к его концу. Охотничье оружие, в основном на рыбу или морского зверя, хотя есть и сухопутные вариации.

Гарпуны известны также с первобытных времен и просуществовали до наших дней; правда, сегодня их не кидают рукой, а выстреливают из пушки.

На войне гарпуны никогда не применялись; впрочем, пару столетий назад покалеченные гарпуном люди порой встречались. Китобои — люди темпераментные, и отношения между собой выясняли порой самым решительным образом.

В играх: практически не встречается, только в старенькой Midnight Tale он был лучшим оружием против... белых медведей.

Острога

Острога или кол — древко без наконечника, просто заточенное или обожженное. Одна из древнейших разновидностей копья. Предназначена для охоты или рыбной ловли; но благодаря распространившимся данным о полезности именно такого оружия против вампира появилась в фэнтези и в играх.

Также острогой называют тонкое рыболовное копье с зазубренным наконечником.

Кавалерийские пики

Конные пики (lances) известны с античности, но в те времена были они по преимуществу дротиками. Как уже упоминалось, без стремян пытаться с разгона поразить кого-то копьем очень опрометчиво: предательский удар наносит закон сохранения импульса. Лошадь продолжает гордо скакать в атаку, а всадник, описав красивую параболу, приземляется в распростертые объятия вражеской пехоты.

Однако скифы придумали стремена — и вскоре все профессиональные армии пересаживаются в седла. Еще недавно главной силой войска была пехота, и вот...

Для использования с коня нужно самое обычное длинное копье, разве что его стоит снабдить упором (либо на самом копье, либо на доспехах всадника), чтобы удобнее было наносить удар — силушка-то у лошади нешуточная. Делать древко особо прочным нерационально: скорее всего, после атаки копье сломается. Их даже специально облегчали — чтобы сломалось точно. А то вдруг попадешь в дерево — тогда и стремена не удержат.

Это интересно: глядя на московский герб со святым Георгием, поражающим змея копьем, вы видите великолепный экземпляр развесистой клюквы. Во-первых, святой Георгий, будучи римлянином, конечно, не мог ни вооружиться таким образом, ни сесть на коня со стременами. Во-вторых, согласно каноническим текстам, он вовсе не сразил дракона копьем, а будучи святым, увещевал его словом божьим. Хотя надо признать, что идея атаковать дракона рыцарским копьем сама по себе неплоха, если дракон не очень поворотлив.

До стремян длинную пику с коня пытались использовать парфяне и македонские катафракты; это была обычная пехотная сарисса, привязанная к лошади (то есть всадник не держал ее рукой, а только направлял). Оружие это довольно неуклюжее, и стремена многое изменили в тактике кавалерии.

Помимо реального боевого эффекта, атака кавалеристов с копьями еще и чрезвычайно устрашает. Очень трудно не броситься врассыпную, когда на тебя скачет этакий монстр с пикой наизготовку. А кавалерии, ясное дело, только того и надо...

Единственным оружием всадника пика не была никогда. К ней обязательно прилагался меч, булава либо бердыш. Причины очевидны.

В рыцарские времена пика развилась чрезвычайно. Появился закрывающий руку щиток, и полученное оружие очень мало напоминало изначальный заостренный шест. Возникла и специальная турнирная разновидность с тупым наконечником в форме жемчужины.

Defender of the Crown: рыцарский турнир.

Внимание — миф: из романа «Айвенго» и фильмов по нему все знают, что на рыцарском турнире можно было выбрать бой на турнирном или боевом оружии. Описан даже красивый церемониал этого выбора. Все это прекрасно, но в действительности такого, конечно, не было: риск и так был достаточно велик. И даже убитый на турнире французский король Генрих II погиб от самого что ни на есть «безопасного» турнирного копья.

В играх: обязательное оружие тяжелой кавалерии во множестве стратегий, хотя ее эффект по пробиванию строя в полной мере реализован только в серии Total War.

Есть игры, где в качестве элемента реализован рыцарский турнир — например, Defender of the Crown. А на конец 2006 года анонсирован даже симулятор турнирного боя — Ivanhoe: Ashby Tournament. Что забавно, пока там не обещают дать поиграть за самого Айвенго, предлагая в качестве выбора Черного Лентяя (Ричарда Львиное Сердце), Реджинальда Фрон де Бефа или сэра Томаса Малтона, который, хоть и был доблестным рыцарем, на турнире в Ашби, согласно Вальтеру Скотту, не присутствовал.

Ultima Online — одна из немногих ролевок, где можно в полной мере воспользоваться конной пикой.

Рогатина

Наконечник рогатины.

Она же — загонное копье. Незнакомые с вопросом люди представляют себе что-то странное о двух длинных остриях, на самом же деле у рогатины всего одно острие, и она не слишком отличается на первый взгляд от классического копья. Основные особенности: толстое древко (так, чтобы только-только обхватить рукой) и, зачастую, небольшая перекладина сразу за боевой частью наконечника. Длина — около двух метров.

Рогатина — оружие изначально охотничье, предназначенное против кабана, медведя и других крупных и опасных зверей. Такое толстое древко нужно затем, чтобы удержать зверя, уперев тупой конец оружия в землю. Перекладина — затем же (а то, чего доброго, зверюга своим весом навалится на копье и доберется до охотника). Выставив острие вперед на атакующее животное, тупой конец заранее упирали, да еще и придерживали его ногой.

На войне рогатина служила оружием против лошадей. Преимущество — все то же: не дает добраться до хозяина. Но всадники вооружились длинными пиками, и пришлось удлинять оружие и пехоте; а следовательно — делать древко тоньше, потому что рогатину в четыре метра не всякий удержит в руках.

В качестве атакующего оружия рогатина неудобна: тяжелая и без противовеса. Метать ее охотнику иногда приходилось, но удовольствия он, скорее всего, не получал.

В играх: практически не встречается. И это глупо, потому что лучшего оружия против многих фэнтези-монстров и не придумаешь. Правила на этот счет в D&D имеются, хотя и очевидно недостаточные.

Протазан

Представляет он собой плоский металлический наконечник с выступами-«крыльями» или перекладиной наподобие гарды меча, на древке длиной в 170-220 см. Заточен наконечник с обеих сторон, что позволяет использовать протазан не только для укола, но еще для подрезания сухожилий лошадей (эта техника боя была очень популярна в 15-17 веках).

Появился он на вооружении ландскнехтов в конце 15 века, в Смутное время они занесли его и в Россию, где он стал церемониальным оружием и под подпольной кличкой эспантон дожил до 19 века.

Поскольку протазан, как и рогатина, может использоваться, чтобы не подпустить кого-то близко, он был в 16-18 веках популярен в качестве оружия телохранителей. К тому же протазан — это просто красиво.

В играх: популярен в action/RPG за счет сочетания длины и мощных рубящих ударов. В чистых ролевках и в стратегиях предмет достаточно редкий. Впрочем, если войдут в моду игры по Роберту Джордану (пока была всего одна такая), положение может сильно измениться. Но об этом речь будет ниже.

Пехотная пика

Наконечник пехотной пики.

Этот родич рогатины применялся и против конницы, и против пехоты. Подлинную славу пике принесла македонская фаланга: там использовались пики трех разных видов (короткие — в первом ряду, гигантские, чуть ли не шестиметровые — в дальних рядах). Таким образом получалось, что противник вынужден был иметь дело с пиками сразу трех-пяти воинов.

Пика длиннее трех метров обыкновенно снабжалась противовесом: иначе ее просто не повернуть, и толку с нее немного. Правда, даже в таком варианте пику никак не назовешь маневренным оружием. Ей вообще не столько бьют, сколько просто поворачивают в сторону врага. Македонский сарисофор вообще обычно не видел врага за щитами...

Внимание — миф: существует такой зверски эффективный маневр, как «поднятие на копья». Это выражение сподвигло много кинорежиссеров на такие дивные сцены: стражник с копьем, крякнув, подымает на острие пики в небеса здоровенного дядьку в доспехах. Расстояние между руками у стражника при этом — сантиметров 50-70, расстояние до летающего дядьки — метра три... Как подсказывает нам закон рычага, бравый стражник бодро подымает килограммов 400-500. Тяжелоатлеты нервно курят в сторонке.

Часто пикинеров набирали из самого бросового войска — ополченцев, не умеющих ровно ничего. Держать пику прямо — много ума не надо. А то, что противника почти не видно — тоже достоинство, не так страшно...

Казалось бы, все замечательно, но есть одно маленькое «но»: чтобы маневрировать с пикой, нужна нешуточная выучка. Македонская фаланга была славна именно тем, что ухитрялась приемлемо двигаться со своими многометровыми монстрами.

Те из вас, кому случилось проходить военную подготовку, наверное, помнят такое странное при современной тактике действо, как строевая подготовка. Школа строевой маршировки возникла именно благодаря пикам: если не обучить пикинеров ходить в ногу, они будут сшибать друг друга с ног и ломать строй. Впоследствии эта наука пригодилась для построения стены щитов и много для чего еще.

Это интересно: византийская военная наука требовала ни в коем случае не делать подразделения одинакового размера. Иначе, говорили византийцы, по нашим боевым порядкам с помощью простейшей арифметики враг сможет сразу подсчитать нашу численность.

Именно недостаток маневренности не дал пике стать «царицей полей» в эпоху рыцарства. Если удастся обойти полк пикинеров сбоку, так, что тот не успеет повернуться, — ему не устоять. А вот алебарда и ее родичи были в этом смысле куда удобнее. Но тем не менее как дешевые ополченцы, так и профессиональные наемники пользовались ею весьма часто: даже на Куликовом поле стояли наемные генуэзские полки пикинеров. На стороне татар, кстати.

В играх: в стратегиях пика весьма популярна, и неплохо работает против конницы, причем я не замечал, чтобы она сильно влияла на маневренность. Противопехотные пики хорошо себя показали в Warhammer Fantasy. Героям-одиночкам из ролевок она обычно ни к чему, и это правильно.

Трезубцы и вилы

Все, наверное, хоть раз да видели статую Нептуна с вилкой-переростком в руке? Именно так представляет себе боевой трезубец большинство населения современной Европы. И совершенно зря.

Это интересно: в голодном Мадриде 1941 года кто-то повесил на статую Нептуна плакат: «Дайте чего-нибудь поесть или заберите вилку!».

У настоящего боевого трезубца одно острие — центральное — существенно выдвинуто вперед, а два других образуют боковые «усы» намного меньшей длины. В противном случае наивно было бы ожидать, что трезубец хоть когда-нибудь пробьет доспехи. «Усы» же нужны для удержания (как перекладина рогатины и «крылья» протазана) и, иногда, для захвата вражеского оружия (хотя такие фокусы проделывали все больше на Востоке). Боевые вилы — примерно то же самое.

Трезубец.

Такое оружие вообще редко встречалось в Европе; а вот любители экзотических боевых искусств на востоке знали множество его видов: магари яри, сасумата, ба, пан, прославленная Г. Л. Олди «волчья метла»... Некоторые затачивали лезвия трезубца с боков, чтобы им можно было рубить (пан) или добавляли много мелких лезвий (волчья метла). В общем, полнейшее разнообразие.

Конечно, бывало, что крестьяне использовали в бою и самые обычные вилы. Но, коли нужда придет, можно и граблями вооружиться, и лопатой, даже совковой. Не о том речь.

В играх: как ни смешно, в ролевых играх изо всего копейного семейства трезубцы — чуть ли не самые популярные. Смотрятся красиво, вот и причина. И, конечно же, изображают их в виде все той же гигантской вилки. Один удар — три дырки?

Копья в фэнтези

Когда задумывалась эта серия, многие спрашивали: как, дескать, описывать «реальное» оружие в мирах фэнтези? Там ведь автор такого напридумывает...

Бывает, бывает. И костяные мечи случались, и еще что похлеще. Но все же большинство авторов пытается придерживаться правды жизни. А вот что получается — совсем другой вопрос.

Порой описания бывают на удивление реалистичными. Так, например, желающие ознакомиться с римской, византийской и кочевнической боевой наукой вполне могут узнать много полезного из книг Гарри Тортлдава (серия «Видесс», известная также как «Пропавший легион»). Тортлдав — профессиональный историк-византинист, и это чувствуется. Анджей Сапковский, даром что в «ведьмачьем» сериале имеется изрядное смешение времен, тоже вполне серьезно подходит к оружейным вопросам.

Ну а тем, кто хочет узнать побольше разновидностей копья (да и другого оружия тоже), можно смело порекомендовать «Путь меча» Г. Л. Олди. Этот творческий дуэт подходит к делу с любовью и знанием.

Да и просто так эти книги, право же, стоит прочитать.

Сага о Копье

Я принес вам, народы Кринна, то, что поможет вам объединиться
и не дать Злу навеки погрузить Кринн во мрак. Я принес вам Копье!

Терос Железодел

Копье это интересно еще и тем, что предназначено в первую очередь для использования с дракона . Есть и пешие варианты, но в основном...

Седла драконьего наездника оборудованы крепежом для копья, что очень разумно: вылетать из седла в воздухе совсем уж грустно...

В играх: замечательная игра DragonStrike 1990-го года рождения позволит вам в полной мере насладиться этим необычным оружием. Симулятор полета на драконе и боя dragonlance"ом — у этой игры до сих пор нет прямых аналогов.

Айил

Омойте копья — жизнь сну подобна,

Омойте копья — ведь сон не вечен...

Айильская боевая песня

Один из самых ярких образов в саге Роберта Джордана «Колесо времен» — воинственный народ пустыни, айил, или айильцы (и ничего страшного, что их идея явственно навеяна фрименами из «Дюны»). Нерушимый обет запрещает айильцам брать в руки меч, и поэтому основное их оружие — легкое копье с наконечником, пригодным не только для укола, но и для рубящего удара, что-то вроде небольшого меча на древке в пару метров или немного поменьше. Читателям этой статьи не составит труда классифицировать айильские копья как протазаны.

Это интересно: причина такого обета у айил — в том, что меч есть оружие, и только оружие, а копье может использоваться для добычи пропитания — то есть для охоты. По аналогичной причине нож, топор и лук для айильца тоже не запретны, а вот булава ими не употребляется.

По некоторым данным, айильцы используют свои копья и для помощи в беге — наподобие посохов. В общем, их техника ближе к восточной, чем к западной, базируется не на строе, а на высокой подвижности.

Кстати, в «Колесе» есть и еще одно любопытное копье — то, которое получил Мэт Коутон в Руидине. На нем выгравированы вороны, а самому Мэту пообещали при этом, в частности, потерю глаза. Если еще добавить, что незадолго до того Мэт приобрел широкополую шляпу — становится ясно, что это все — намеки на бога Одина, ведь это его атрибуты... К чему бы это — узнаем, когда мэтр наконец допишет эпопею до конца.

Спортивный поединок на копьях

В играх: пока по миру Джордана была всего одна «коммерческая» игра, Wheel of Time, и айильцев в ней не было. Однако существует еще текстовый Wheel of Time MUD — и не побоюсь утверждать, что он — лучший в своем жанре на сегодняшний день. Кроме того, в скором будущем грядет большой модуль для Neverwinter Nights по миру «Колеса» — «Истинный источник». Надеемся при первой же возможности выложить его на наш диск и описать на страницах журнала.



Что можно сказать в заключение? Хотелось бы надеяться, что в дальнейшем игроки и разработчики уделят чуть больше уважения копьям, пикам и их разномастной родне. Ведь даже князь Игорь, судя по слову о его полку, испытывал непреодолимое желание преломить копье в конце земли половецкой. Нам и подавно не зазорно.

Описание кавалерийской пики образца 1910 года

Вооружить первые шеренги всех кавалерийских и конных казачьих частей, за исключением частей кавказских казачьих войск, пикой образца 1910 г. присвоив кавалерийским частям для парадов флюгера к пикам. Флюгера на пики должны надеваться в тех случаях, когда кавалерийские части, коим флюгера присвоены, находятся в конном строю в парадной зимней или парадной летней формах.
Пр. В.В. 1913 г. №162.

Пика состоит из:
1) стальной трубы
2) копья
3) наконечника
4) двух кольцевых антабок для ножника
5) ножника
6) темляка с костыльком, 2 кожаных гаек и добавочной петли
7) пенькового рукава

Длина пики 4 аршина 9,7 вершков (129 дм.) длина боевой части 2 аршина 9 вершков; вес всей пики около 6 1/2 фунтов.

Стальная труба длиной без копья и наконечника 4 аршина 4,8 вершка (120 11/16 дм.), диаметром 1,065 дм.- 1,055 дм. с толщиной стенок 0,037 дм. – 0,032 дм.

Копье стальное с 2 лезвиями и долами – имеет заточенную часть, которой копье вставляется в трубу; скрепление копья с трубкой с помощью двух заклепок; вес копья около 30 золотников.

Наконечник железный имеет закругленный нижний конец и в верхней части заточенную часть, которой он вставляется в стальную трубу и прикрепляется к ней 2 заклепками; вес наконечника около 80 золотников с доливкой свинцом.

Для прикрепления ножника в нижней части пики присаживаются заклепками две кольцевых антабки.

Темляк, служащий для держания пики за плечом, состоит из юфтевого ремня, шириной в 1 вершок, образующего петлю в отделке длиной от 10 до 12 вершков, двух ременных юфтовых гаек, шириной в 1/4 вершка и костылька из березового сухого дерева цилиндрической формы с круглыми головками: диаметр костылька 3/8 вершка, длина 1 5/8 вершка; к темляку на расстоянии 4 вершка от костылька пришивается ремешок из сыромятной кожи шириной 5/16 дм., образующий петлю длиной 2 вершка, служащую для застежки пики при стрельбе с коня. Темляк прикрепляется к пике на высоте плеча всадника, примерно на расстоянии 2 аршина 3 вершка – от нижнего конца наконечника.

Ножник состоит из черненого сыромятного ремня, шириной в 5/8 вершка, прикрепляемого к кольцевым антабкам наконечника и образующего дугообразную петлю длиной около 8 вершков и служит для продевания ноги.

Для предохранения руки всадника при морозах от соприкосновения с металлом на пипу насаживается в средней ее части пеньковый рукав длиной 14,2 вершка – таким образом, что он прикрывает пику от центра тяжести вниз на 9,1 вершка и вверх на 5,1 вершка; рукав удерживается тремя медными, обжатыми прессом, кольцами – два на концах рукава и одно в средней части, на 1,7 вершка выше центра тяжести.

(Примечание: В 1913 г. для борьбы со сползанием рукава его стали подклеивать к древку.)

Пика окрашивается эмалевой краской в защитный цвет.

Описание приспособления для прикрепления флюгера к пике образца 1910 года и указание относительно разделки для сего отверстий.

Для прикрепления флюгеров к пикам образца 1910 года (Пр. по Военному ведомству № 264) необходимо особое приспособление, разработанное отставным полковником Гулькевичем, надеваемое на боевой конец пики. Приспособление это, к которому и пристегивается флюгер, состоит из длинного стержня с загнутой в верхней части концом, в той же части к стержню прикреплен кожаный ремешок с пряжкой, который охватывает пику. По длине к стержню присажены 4 пуговки, на которые надевается флюгер своими петлями, проделанными в полоске материи, пришитой к заднему краю флюгера. В нижней части прикреплен второй ремешок, тоже охватывающий флюгер.
Такие приспособления имеют быть разосланы во все кавалерийские части вооруженные пиками образца 1910 года, по мере изготовления их Сестрорецким оружейным заводом.
Приспособление с флюгером надевается нижним ремешком на пику со стороны копья, причем загнутый конец стержня вводится в особое отверстие пики, находящееся в верхней её части – после чего застегивается верхний ремешок, прикрепляя приспособление к пике.
Для возможности прикрепления флюгеров к пикам все вновь изготавливаемые пики будут иметь необходимые для загнутого конца стержня отверстия, что же касается до пик уже состоящих в войсках, то означенные отверстия должны быть разделаны в войсковых оружейных мастерских.
Диаметр отверстия – ¼ дюйма; расстояние центра отверстия от места стыка трубы с копьем – 1¾ дюйма.
Отверстие должно быть расположено таким образом, чтобы флюгер, надетый на пику, получил бы правильное положение. Для этого отверстие должно находится на той стороне пики, взятой в руку и надетой на ножник или вставленной в бушмат, при которой флюгер был бы обращен вдоль лошади всадника назад, то есть на 90º от направления ножника, как это указано на прилагаемом чертеже.

При написании заметки использовался материал Глазкова Владимира (parovoz), Саковича Андрея Викторовича (Офицер) и Рукосуева Евгения.

Казачья пика.

Пика на вооружении казаков.

Пика на протяжении столетий была излюбленным оружием донских казаков. Из седой древности несли степные воины традицию использования ударного копья - пики в тесном конном построении. Донцы упорно держались дедовского обычая применения пики вплоть до начала ХХ столетия. Являясь страшным оружием таранного типа, пика, при виртуозном её использовании, превращалась в непобедимое оружие для острых черкесских шашек, и для кривых турецких ятаганов и европейских палашей. Презрительное прозвище «камыш», которое давали горцы в начале Кавказской войны донским казакам, с приходом на линию П.Я. Бакланова, сменилось уважением и суеверным ужасом, которые этот прославленный казак вызывал у отважных горцев.

Известно, что атаку сомкнутым строем «в пики», Бакланов часто и успешно использовал при прямых столкновениях с горцами. Казаки полка №20, которым командовал Бакланов, оружием владели отлично, т.к. мастерское владение пикой и шашкой, кроме своего прямого назначения, имеет ещё и воспитательное значение, даёт уверенность в силах, в своем физическом превосходстве, развивает веру в свое оружие, ловкость, молодечество, находчивость, удаль. Тогда казаку хочется решить всякое столкновение ударом холодного оружия.
В воспоминаниях одного из выпускников Николаевского кавалерийского училища есть строки: «В первый же день, когда я вошел в помещение сотни, на её «средней площадке», мое внимание привлекла к себе стоявшая на особой подставке деревянная пика с железным наконечником; это мне показалось странном, так как в те дни казаки и регулярная кавалерия были уже вооружены стальными. Подойдя поближе, я увидел на стене над пикой печатную надпись, гласившую, что пика является точной копией той, которою донской казак «имя рек», в дни кавказских войн, отбился от окруживших его 12-и черкесов. Действительно, на дереве пики оказалось до двух десятков порезов, а в трех местах дерево было срезано, видимо, шашкой. Познакомившись ближе с приёмами и владением этим страшным оружием и видя, с какой легкостью им работают казаки, я не удивился тому, что через два года после этого донец-казак Кузьма Крючков отбился пикой от 12 немцев, перебив и переранив их всех».

Пика прекрасно зарекомендовала себя в Первую мировую войну. В кавалерийских боях «австрийцы не выдерживали вида пики и до стычки падали с лошадей». Против австрийской пехоты донские казаки то же использовали пики. Завидев атакующую казачью лаву, австрийские солдаты бросали оружие, казаки их не трогали и проезжали мимо. Тогда австрийцы поднимали винтовки и начинали стрелять им в спину. Казаки перестали верить и всех стали рубить. «Но их и рубить-то надо знающе: на них шапки лакированного товару очень толстого и окованы медью, и подбородень медный, так что не разрубишь, грудь прикрыта толстой резиной. Но наши казаки приноровились ширком, особенно пикой, и бьют их наповал с Божией защитой».
С пикой казаки выезжали на перепалки с неприятелями. «Бывало, при Суворове или ещё при ком-то, во времена матушки Екатерины, выедет какой-нибудь мамелюк в белом бурнусе, пандур в красном плаще или из джигитов кто из толпищ своих: давайте мол, кто смелый. Все смелые. Но надо один на один, и чтоб из своих никто не обиделся. Втыкает тогда ближайший казак пику в землю, съезжаются ребята, человек пять-шесть, и от хозяйской руки начинают своими руками вверх по древку перехватывать. Чей верх, того и пика. Хватай и скачи, коли бусурмана. В одном бою к Суворову пробился мамелюк и уже занес над головой кривую саблю, да донцы подняли его на пики».
Пикой можно было свободно фехтовать как одной рукой, так и двумя, особенно в конном бою при управлении конем ногами. Можно отметить, что казаки использовали пики или дротики (укороченный вариант пики) в пешем строе, при штурме крепостей и в рукопашных атаках, как это было при штурме Измаила, лесных завалов черкесов. В преследовании неприятеля пикой били под пояс, с маху, всем телом. «Старались пониже, в поясницу, где ни угнуться, ни увернуться, разве что на скаку под коня нырнуть. Удар страшный, и, если правильно попал, рана смертельная, неизлечимая».
Пика оставила свой след в сказках и обрядах донских казаков. «Дончиха» защищала казака от нечистой силы. «Вдруг вихрь по дороге заклубился, столбом завился. Вот-вот на них налетит. Не растерялся казак, метнул копье и в самую середину вихря угодил. Завопил кто-то. Вихорь змеей в землю ушел. Застонала матушка, задрожала. Слез с коня Завьял. Взял копье, а у него весь наконечник ржавчиной покрылся, как кровяными каплями».
Или в поверьях. «Ехали казаки к Дербенту, смотрят, лежит шкура, не то собачья, не то овечья. Хотел один посмотреть поближе, ткнул пикою, а по ней огонек побежал, да к руке. От того огонька пошли по телу черные пятна, и к вечеру казак умер».
Пику при проводах на службу казаку подает сын или племянник. В песни так и пелось:
«Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает…».
Наиболее простое в изготовлении, не требующее хитроумного навыка в применении, используемая часто как вспомогательное средство в походах и боях (пика использовалась и для установления бивака, и для изготовления носилок и т.п.), пика снискала особую любовь казачества, не расстававшегося с ней вплоть до братоубийственной Гражданской войны.

Тактико-технические характеристики пики.

Пика делится по длине на переднюю боевую - от острия копья до центра тяжести и заднюю. Минимум длины передней части пики зависит от длины пехотного ружья. Чтобы при нанесении удара конец копья находился на большем расстоянии от груди всадника, чем конец штыка противника. Минимум задней части пики определяется длиной руки всадника - при ударе, конец пики не должен выходить из подмышки. Максимум длины заднего конца пики определяется удобством его действия: он не должен препятствовать свободному владению пикой, задевать за круп своей лошади или голову всадника задней шеренги. Максимум длины всей пики определяется весом, который не должен переходить известного предела, так как увеличение веса препятствует и затрудняет всаднику свободно владеть пикой и слишком обременяет лошадь.

Средняя длина пики примерно 3.5 метра. У донцов пики в старину могли быть короче и назывались дротики, которые употреблялись для пешего боя.
Центр тяжести пики должен быть подан к нижнему концу, от этого увеличивается боевая часть пики, что позволяет уменьшить общую её длину. Наоборот, при центре тяжести, находящемся слишком высоко по длине пике, боевая часть её является слишком короткой и пика, даже при значительной общей длине много теряет в своих боевых свойствах. Кроме того, в таких пиках возка их за спиной на темляк при высоко лежащем центре тяжести является крайне неудобной: пика при каждом незначительном толчке приходит в движение, шатается, что отражается как на лошади, так и на всаднике.
Для надлежащего положения в пике центра тяжести в наконечник приливается известное количество свинца - боевая часть обыкновенно бывает длиной 1,8 м. Сообразно средней длине пики средний вес их 2-2,4 кг.
Пика состоит из древка, копья и наконечника. Древко изготовляется из твердых пород дерева: ясеня, бука, сосны и ели. Деревянные пики наиболее дешевые и при этом обладают достаточной прочностью: при поломке одной части пики - древка или наконечника - другие части могут ещё пойти в дело. Главный недостаток их - это то, что они усыхают, разбухают от сырости, коробятся, получают трещины.
Копье и наконечник изготовляются из стали. Копье имеет острие и долы для облегчения копья и для лучшего разрезания (своими углами) волокон при протыкании. В некоторых образцах на известной длине копья делается круговое утолщение, чтобы при ударе на скаку пика не проникала бы слишком глубоко, что может затруднить её вынимание и тем обезоружить всадника.
Копье и наконечник соединяются с древком с помощью помочей, которые делаются различной длины, чтобы при изгибе усилие распределялось на большую длину древка. В помочах просверливаются отверстия, сквозь которые проходят шурупы, соединяющие копье или наконечник с древком.
В некоторых пиках полагается флюгер-флажок; указывают, что назначение его пугать лошадей, он украшает оружие, также на пике мог помещаться значок, указывающий на принадлежность отряда, с помощью которого подвались команды. В спешенном бою флажок мог использоваться для отвлечения внимания противника, захвата копья противника и др.
Древко может быть нецилиндрической формы, толщина древка примерно 30 мм, причем толщина не боевого конца пики вдвое втрое толще боевого. Возка древка прикрепленного к седлу в бушмате, позволяет значительно увеличить вес, толщину и прочность древка с целью сделать древко годным для боя наотмашь (для рубки), взамен жердей для шалаша или палатки, вместо носилок раненых.
Проба пики осуществляется путем закрепления задней части древка, которая находится в правой руке и сзади ее, укрепляют на столе или в стене неподвижно, остальная неподпертая половина древка должна выдержать без перелома и больших трещин груз от 2-х до 4-х пудов (32-64 кг).
Принадлежности пики:
. Чехол для лезвия.
. Два ремня - один для надевания взамен бушмата на стремя или ногу, другой для возки пики за плечом. Оба ремня для прикрепления пики к седлу наматываются на древко так, чтобы было можно быстро размотать.
. Ремни для прикрепления пики к седлу: два длинных каждый около 3 с половиной аршина длины (1 аршин = 0,7 м) и ½ вершка ширины (1 вершок = 4,4 см); третий короткий подбрюшный ремень, около 1 аршина длины с ушками или петлями на конце. Петли такой ширины, чтобы сквозь них могло пройти древко пики при устройстве носилок для раненых.
. Кавалерийского образца бушмат на две пики для помещения их у коновода или другого казака, имеющего две пики (при спешивании, при отправке другого пиконосного казака в командировку). Бушмат - небольшой кожаный стаканчик у седла или стремени. В бушмат вставлялся конец пики или древко штандарта, так чтобы древко висело за спиной у всадника на темляке, и рука оставалась свободной. В бушмат у седла в виде удлиненной кожаной трубки вставлялся также конец ствола ружья у драгун и конноегерей при ношении ружей на панталере.
. Для носки овса, сена, сухарей и иных припасов при фуражировке, холщевый мешок шириной 1 аршин, глубиной 1,5 аршина, обшитый петлями из бечевки так, чтобы в случае надобности мог быть надет на два древка от пик - для устройства походных яслей, походной постели или носилок для раненых, с помощью вышеупомянутых двух ремней, длинных и одного короткого. Для этого случая в боковых швах мешка имеются заранее нашитые полосы А и Б, служащие для надевания на древко пики; на полосах этих прорезывается ряд петель, обметанных нитками, для того, чтобы можно было полотно, имеющее длину 2 и 2,5 аршина, превратить в мешок, сшивая бичевою, или одно полотнище, перегнув его пополам - поперек, или сшивая 2 полотнища в один мешок.
Взамен полотнища к этому же использованию как носилки и как мешок или палатка, должны быть приспособлены и суконные попонки, служащие для покрывания лошадей.
Пикой в бою можно колоть, и отбивать пику, палаш, саблю и штык пехотинца.

Оружие: его изготовление и выбор.

Чтобы узнать длину своего оружия (дротика), нужно встать прямо, держа шест вертикально у своего тела. Обе руки располагаются так высоко по шесту, как могут достать, это будет длина оружия, выбранная в соответствии с ростом. Длина такого оружия позволит правильно, удобно и быстро отбивать удары противника и производить атакующие действия.

Казачья пика - холодное оружие кавалерии.

В русской армии конница стала массово вооружаться пиками с конца 17-го века. Ими сражались и уланы, и гусары, и кирасиры. Но больше всего прославили этот вид древкового оружия именно казаки. Казачья пика была таким же символом казачьего сословия, как шашка. И владели ею русские казаки виртуозно.

Казачья пика наводила ужас на вражеских кавалеристов!

Долгое время в России не существовало единого стандарта для кавалерийской пики. Было лишь общее представление, что это копьё с узким и довольно длинным гранёным наконечником. Вес и длину древка каждый кавалерист подбирал под руку. И, кстати, покупал пику за свои собственные деньги. Предметом государственного снабжения она стала лишь с 1893 года. Поэтому пики конца 18-го — начала 19-го века довольно разнообразны и с трудом поддаются классификации. Известно лишь, что казаки предпочитали пики на аршин (0,71 см) длиннее, нежели уланы.

Гроза горцев

Ко времени начала военных действий против армии Наполеона Бонапарта у русской кавалерии сложилась тактика атаки, при которой первые несколько рядов всадников вооружались пиками. Это делало первый натиск особенно сокрушительным. А потом уже дело довершали сабли и шашки.

Особенно отличались мастерским владением трёхметровой пикой казачьи части . Подготовленный казак вытворял с этим оружием буквально чудеса, поэтому в 1839 году пика была официально поставлена на вооружение казаков. Для неё были установлены следующие параметры: общая длина — 3,4 м, вес — 2,3 кг, длина наконечника — 25 см, диаметр древка — 3,6 см. Для сравнения — кирасирская пика была длиной 3,2 м, но весила при этом 3,25 кг. Для сложных приёмов она не годилась, её использовали только для изначального таранного удара.

Пика образца 1839 года продержалась на вооружении казачьих частей до 1901 года. Именно с ними в руках воевали донские казаки во время кавказской войны. И воевали вполне успешно — горцы не выдерживали атак казачьих сотен, вооружённых смертоносными длинными пиками.

Особую роль в развитии кавалерийского искусства владения древковым оружием сыграл легендарный казачий генерал Яков Бакланов, командовавший несколькими кампаниями на Кавказе в середине 19-го века. Отличаясь личной храбростью и огромной силой, Бакланов от каждого казака в своём полку требовал виртуозного владения как шашкой, так и пикой, считая, что это делает кавалериста непобедимым. Огнестрельное оружие Бакланов считал лишь необязательным дополнением к традиционной казачьей экипировке.

В 1901 году стандартная кавалерийская пика русской армии несколько укоротилась и потяжелела. Теперь при длине 3,1 м она весила 2,5 кг. Эта модель довольно быстро была признана не слишком удачной, и в 1910 году казаки получили новые пики. Главной новацией было то, что древко теперь делалось не из дерева, а из тонкостенных металлических трубок. Это позволяло сделать древко неуязвимым для вражеских клинков. Однако вес ещё больше увеличился. Металлическая пика при общей длине 3,28 м весила уже 2,бб кг. Заодно укоротился до 13,5 см наконечник, и уменьшился до 2,7 см диаметр древка. На древко надевался пробковый «рукав», за который всаднику удобнее было держать оружие.

И для конного, и для пешего…

Искусство фехтования пикой передавалось у казаков от отца к сыну. К оружию относились с уважением, соблюдая обязательные ритуалы. Например, когда казак отправлялся в поход, то пику ему «на удачу» подавать должен был младший сын или племянник, сам ещё не годный к службе по возрасту.

Существовало множество боевых приёмов владения пикой, которые исполнялись как одной, так и двумя руками. Для удобства всадника к древку прикреплялись одна или две — петли. Первая располагалась на центре тяжести — она накидывалась на локоть и позволяла крутить трёхметровую пику одной рукой, не теряя над ней контроля. Вторая же (так называемый ножник) размещалась на самом конце-в неё при разгоне упирались ногой, как в стремя, чтобы сделать таранный удар ещё страшнее, вложив в него весь вес всадника и лошади.

В 1843 году все приёмы были систематизированы и изложены в «Начертании правил фехтовального искусства пиками». При помощи подробных рисунков там объяснялось, как должен действовать вооружённый пикой кавалерист в пяти вариантах ситуаций: конный против конного с пикой; конный против пешего с саблей или штыком; пеший против пешего с другой пикой или штыком; пеший против конного с пикой; пеший против пешего или конного с саблей или палашом.

Традиционными направлениями ударов пики считались: вперёд и назад, прямо и наискосок. Но, кроме этого, существовали и особые, хитрые приёмы. Например, древком пики, которую казак не успевал развернуть для укола, можно было вышибить противника из седла. В ближнем бою удары наносились даже обратной стороной древка. Особым искусством было парирование. Длинную пику нужно было успевать поворачивать под сыплющиеся с разных сторон удары и при этом не терять возможности для атаки.

Работая пикой, кавалерист был вынужден постоянно поворачиваться в седле всем корпусом, чтобы контролировать своё оружие, поэтому от казаков требовалось высочайшее мастерство верховой езды. Достигалось это изнурительными тренировками, во время которых новобранцы раз за разом атаковали пикой глиняный шар, установленный на гибком пруте. Разбить его можно было, только попав наконечником точно в середину сферы, иначе цель «уворачивалась» от неумелой атаки.

Для облегчения контроля над длинным оружием особое внимание уделялось балансировке пики. Центр тяжести был смещён чуть назад, так что боевая часть, как правило, составляла около 1,8 м. Благодаря этому казак получал преимущество перед солдатом, вооружённым ружьём с примкнутым штыком, которое было короче. За наконечником пики иногда делалось утолщение, чтобы не давать древку слишком глубоко входить в тело врага и дать возможность быстро выдернуть оружие. Пика была верной подругой для казаков. В походе пики могли использоваться как основа для носилок, как каркас для шалаша или палатки.

Пика образца 1910 года пережила революцию 1917 года и официально состояла на вооружении казачьих частей РККА до 1931 года. В первые годы Великой Отечественной войны их попробовали вернуть, но после нескольких боёв убрали уже навсегда. Слишком сильно изменилась война, и теперь казачья атака «в пики» уже не была так грозна и сокрушительна, как 100 лет назад.

Устройство казачьей пики

1 — стальная труба 2 — копьё 3 — наконечник 4 — кольцевые антабки для ножника 5 — ножник 6 — темляк 7 — пеньковый рукав

Память о подвиге

Русский офицер Анатолий Марков писал в своих мемуарах о посещении накануне Первой мировой войны «Царской сотни» Николаевского кавалерийского училища: «В первый же день, когда я вошёл в помещение сотни, на её средней площадке моё внимание привлекла к себе стоявшая на особой подставке деревянная пика с железным наконечником; это мне показалось странным, так как в те дни казаки и регулярная кавалерия были уже вооружены стальными. Подойдя поближе, я увидел на стене над пикой печатную надпись, гласившую, что пика является точной копией той, которой донской казак (имярек) в дни кавказских войн отбился от окруживших его 12 черкесов. Действительно, на дереве пики оказалось до двух десятков порезов, а в трёх местах дерево было срезано, видимо, шашкой. Познакомившись ближе с приёмами и владением этим страшным оружием и видя, с какой лёгкостью им работают казаки, я не удивился тому, что через два года после этого донец-казак Кузьма Крючков отбился пикой от 12 немцев, перебив и переранив их всех ».


Обновлен 29 июн 2017 . Создан 06 дек 2016

Пика (фр. pique) - холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Состоит из древка длиной в 3-5 метров и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника длиной 12-57 сантиметров. Общий вес составляет 3-4 килограмма. Данное оружие было предназначено для защиты пехоты от атак кавалерии, а также использовалось в русской кавалерии. Имело распространение в XV - первой половине XX веков.

Перечисляются следующие отличия пики от копья:

пика существенно длиннее и, соответственно, тяжелее, из-за чего её необходимо держать в двух руках;

наконечник пики рассчитан на пробой доспехов и имеет не широкую листовидную, а узкую гранёную форму;

пика не является метательным оружием (исключение - абордажная пика).

В отличие от сарисы пика не имеет противовеса и, в основном, более короткая.

Битва на пиках во время Итальянских войн.


Применение пикинёров.

История применения



Первая шеренга держит пики по направлению вверх, а вторая защищает по горизонтали .


Первая шеренга держит пики горизонтально, а вторая защищает сверху .

Наиболее ранние европейские упоминания об использовании пики в бою относятся к XII веку. Первыми в Средневековье длинные пехотные копья применили шотландцы, формируя боевые построения в виде шилтронов в ряде битв за независимость своего королевства.

В XV веке пику на вооружение взяли швейцарцы, которые стали мастерами в маневрировании шписами (так по-немецки называется этот вид оружия). Позже многие приёмы боя пиками переняли у швейцарцев немецкие ландскнехты. В последующем между немцами и швейцарцами велись многочисленные ожесточённые бои во время Итальянских войн, когда с обоих сторон выступали большие формации хорошо обученных пикинёров.

Данный вид оружия широко применялся и в XVII веке. После повышения роли огнестрельного оружия пикинёры из атакующей силы превратились в устойчивую основу боевого порядка пехоты, предоставляя мушкетёрам защиту от кавалерии (атаку которой сами стрелки остановить огнем обычно не могли из-за низкой скорострельности своего оружия). После появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжёлая пика стала заменяться лёгкой - длиной всего 300 сантиметров и весом 2,5 килограмма. С появлением на мушкетах штыков необходимость в пиках стала резко ослабевать, и войска такого рода постепенно исчезли.

Уральские казаки в походе

В России пики получили распространение в конце XVII века. К примеру, первые шеренги пехотного Преображенского полка вооружались пиками вплоть до 1721 года. Длина таких пик составляла 3,5 метра, наконечник имел трёхгранную форму с волнистыми краями при длине в 57 сантиметров. В дальнейшем в России более короткие пики взяли на вооружение казаки, а с 1801 года их получили уланы. В 1840-х годах кавалерийская пика принята на вооружение первых шеренг драгун, улан, гусар и кирасир. В конце XIX века пики применяли только в кирасирских и уланских гвардейских полках. Казацкие пики применялись в боях Первой мировой войны. Кавалерия Красной армии вооружалась пиками вплоть до начала Великой Отечественной войны.

mob_info