Юс малый. Середниково Храм Алексия Расписание Богослужений — Мцыри Церковь Зеленоград Церковный староста Алексей Юрасов

Алексиевская церковь в конце XVIII века

В 1780-х годах церковь митрополита Алексия в Середникове стала духовным центром округи. К ней перешли прихожане двух запустевших церквей - в сёлах Подолино и Благовещенке. Приход Алексиевской церкви составили крестьяне деревень Подолино, Саврасово, Голиково, Жаворонки, Благовещенка, Лигачево, Лугинино, - всего 54 двора, насчитывавшие 300 душ. Алексиевская церковь входила в Крутицкую епархию Воскресенского уезда. В таком составе приход оставался до 1918 года, точнее, до времён гонений советской власти на православную церковь.

25 апреля 1777 года новый владелец села Середниково с окрестностями сенатор Всеволод Алексеевич Всеволожский просил Синодальную контору исправить пришедшую в негодность каменную церковь. Получив в следующем месяце разрешение, владелец основательно перестроил церковь. Вход в церковь был на месте нынешней арки. В таком виде (с незначительными позднейшими переделками) церковь сохранилась до нашего времени.

Причт церкви вначале состоял из одного священника, пономаря и дьячка не было. При священнике был лишь один дворовый человек, который содержал в чистоте церковь и подсобные помещения. Так как в Середникове жителей не было, то правильнее было бы называть Середниково погостом: церковь и при ней кладбище - это точное определение погоста.

Священником церкви в Середникове некоторое время (1768-1775 гг.) был Иван Борисов, а с 1775 года - Никита Иванов. В книге А. Терновского “Храм Митрополита Алексия в селе Середниково” имеется подтверждение этого:

“В 1768 году… Священника, пономаря, дьячка <в Подолинской церкви> не было; священнослужения и мирские требы исправлял священник с. Середникова Иван Борисов… Когда в 1775 году Подолино было куплено Всеволожским, священником при церкви там был Никита Иванов, переведённый затем к церкви села Середникова”.

В 1782 году Середниково посетил митрополит Московский Владимир и лично освятил антиминс (освящённый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладётся на церковный престол при совершении святой евхаристии).

До 1797 года в документах обнаружены лишь отрывочные сведения о священнослужителях церкви митрополита Алексия. С 1797 года эти сведения - полные.

Алексиевская церковь в священство отца Михаила (Зерцалова)
(1797-1833 гг.)

В 1797-1833 гг. священником Алексиевской церкви был Михаил Петрович Зерцалов, 1767 года рождения. О себе он пишет: “Я - сын священника, образования не получил, в школах не обучался” (запись в клировых ведомостях).

Михаил Зерцалов был посвящён во священники 3 ноября 1797 преосвященным Серапионом епископом Дмитровским.

За благословение в 1812 году паствы своего прихода на сопротивление французским захватчикам-мародёрам отец Михаил (Зерцалов) был награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте с надписью “1812”.
Приведу извлечение из манифеста императора Александра I об учреждении бронзовых крестов (утверждён 30 августа 1814 г.):

“1) Священнейшее Духовенство Наше, призывавшее пред Алтарём Всевышнего тёплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твёрдости, в знак благоговения к вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего крест с подписью 1812 года”.

Скончался отец Михаил в 1833 году в возрасте 66 лет.

В 1814-1823 годах владельцем имения Середниково был надворный советник (с 1822 г.) граф Григорий Алексеевич Салтыков. По желанию его жены, Екатерины Александровны (урождённая Херасков, племянница известного писателя и университетского деятеля), в Алексиевской церкви был устроен придел во имя мученицы Параскевы (с западной стороны храма),и церковь таким образом несколько удлинилась. Церковь была холодная, но придел был сделан тёплым.

Дьячком в Алексиевской церкви во время священства отца Михаила был Сергей Павлович Бажанов. Сын дьячка, около 1773 года рождения, он учился в грамматическом классе Перервинской семинарии. В 1792 году он был определён в пономари к Знаменской церкви села Голубова (маленький, но интересный штрих для местных краеведов!). 1 апреля 1819 года из села Голубова был переведён дьячком в церковь села Середниково, служил до 1835 года, погребён при церкви.

Пономарём Алексиевской церкви в описываемое время был Василий Алексеевич Перепелкин. Родился около 1783 года, сын священника из низшего класса бывшей Славяно-греко-латинской академии. Сначала он был в 1806 году назначен пономарём в Спасо-Преображенскую церковь села Сляднево, Рузского уезда. Потом, 26 сентября 1809 года, его перевели пономарём в середниковскую церковь Алексия митрополита, где он и умер в 1876 году, почти слепой, 93 лет отроду. Погребён при церкви.

Церковным старостой (иначе - ктитором) в 1824-1839 годах был Иван Тихонов. Он вёл обычное церковное хозяйство: собирал деньги и продавал свечи.

Алексиевская церковь в священство отца Василия (Терновского)
(1833-1868 гг.)

На место отца Михаила 15 мая 1833 года был посвящён его зять, сын дьячка Хотьковского монастыря Василий Сергеевич Терновский, окончивший курс Вифанской семинарии. Он священствовал в Алексиевской церкви 35 лет (1833-1868 гг.). На своей квартире учил детей прихожан чтению и письму, так как школ тогда в округе не было, занимался пчеловодством и садоводством.

Дослужив в 1868 году до пенсии, отец Василий уступил место зятю, а сам удалился в Москву в дом призрения духовенства церкви Святого Георгия в Грузинах, где до 1883 года состоял смотрителем приюта, за что и был награждён набедренником (набедренник - продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.

В то же время при церкви Иоанна Предтечи он состоял ранним священником; местные прихожане в мае 1883 года в честь 50-летия его священства преподнесли ему икону в серебряном вызолоченном окладе.

Умер отец Василий 21 июля 1887 года; тело его было погребено в Середникове, против жертвенника Алексиевской церкви.

Дьячком церкви Алексия митрополита в эти годы был Пётр Сергеевич Бажанов. Он 30 сентября 1835 года заместил своего умершего отца. Возможно, из-за этого ему пришлось уйти из Высокопетровского духовного училища, где он учился на низшем отделении. Служил он дьячком в течение 37 лет, до 1872 года, когда вышел за штат, уступив место своему зятю псаломщику Николаю Михайловичу Орловскому, бывшему ранее при дьячке Петре Бажанове помощником. Но Пётр Бажанов продолжал безвозмездно прислуживать при богослужении и требоисправлениях, пользуясь доброхотными подаяниями ценивших его прихожан. Жил он в собственном домике в селе, получая из духовного попечительства 15 рублей в год.

Пётр Бажанов в округе и далеко за её пределами был известен искусством лечить от укусов бешеных животных. Летом и зимой к нему ехали нуждающиеся, и Бажанов, иногда увязая по пояс в глубоком снегу, добывал нужный корень, который требовался непременно свежий для лечения. Скончался Пётр Бажанов 5 июля 1895 года и погребён при церкви.

1 января 1839 года церковным старостой стал на сходе прихожан Василий Семёнович Зенин, мастер-краснодеревщик, владелец нескольких мебельных мастерских в деревне Лигачево и сельце Подолино, избранный накануне сходом прихожан.

Жизнь прихожан до отмены крепостного права была жёстко регламентирована, и от старосты в таком застое нельзя было требовать и ожидать особой активности. Но и после отмены крепостного права в 1861 году в первые годы лучше не стало: помещики стали бросать свои имения, и сельские церкви были предоставлены исключительно заботам своих прихожан, не получая помощи от господ, денег же, собираемых приходом, вначале было мало. Одним словом, - перестройка. Нужно было привыкнуть к новым формам отношений в обществе.

Вот пример… В 1865 году сход прихожан решил выстроить колокольню. Хозяин строений около церкви Столыпин разрешил разобрать каменные сараи и риги напротив церкви, чтобы кирпичи можно было использовать при постройке колокольни. Но денег Столыпин не дал. Прихожанам всё же удалось самим собрать необходимую сумму, причём немалый вклад внесли владельцы мебельных мастерских и лесных складов в деревнях Лигачево, Подолино.

Денег хватило не только на трёхъярусную колокольню, но и на обновление мозаичного пола, и на новый колокол. Церковь была прибавлена на 2 окна в длину. Это был первый опыт самостоятельного (без господ!) решения крупной проблемы “обществом”.

Алексиевская церковь в священство отца Николая (Тропаревского)
(1868-1892 гг.)

В феврале 1868 года, по выходе за штат священника Василия Терновского, на освободившееся место был определён зять его Николай Николаевич Тропаревский, тоже, как и тесть, окончивший Вифанскую семинарию в 1866 году по второму разряду. После окончания семинарии Николай Тропаревский состоял до 1868 года в Московском хоре певчих (видимо, дожидаясь выхода на пенсию своего тестя).

Отец Николай, как и его предшественник, учил детей у себя на дому, а когда в 1874 году в деревне Лигачево открылось земское училище, был назначен туда законоучителем. В 1881-1890 гг. он был учителем закона божьего также в земском училище деревни Юрлово.

Вот краткий перечень его деяний и наград за них:

1873 г. - на недавно построенной колокольне повешен новый колокол в 125 пудов взамен разбившегося старого. Колокол был приобретён на деньги, вырученные от продажи старого колокола, и на частные пожертвования;

1876 г. - в церкви заменён ветхий престол, а в Параскиевском приделе церкви поставлен новый иконостас, сработанный местными прихожанами в мастерской Зенина из деревни Лигачево.

12 сентября 1876 года престол и иконостас были освящены протоиереем Московского Казанского собора А.С. Терновским с настоятелем храма Н.Н. Тропаревским и соседним духовенством. К освящению храма был сделан новый мозаичный пол (вместо старого из известкового камня). Деньги на мозаичный пол пожертвовал владелец Середникова купец Иван Григорьевич Фирсанов.

1878 г. - отец Николай награждён набедренником;

1886 г. - положено начало любительскому хору при церкви;

1890 - 1892 гг.- расширена тёплая церковь. Храм был расширен в поперечнике, но церковных денег хватило лишь на работы вчерне. Внутреннюю же отделку взяла на себя помещица Вера Ивановна Фирсанова, она же дала на иконостас для нового придела 500 рублей;

Октябрь 1891 г. - обновлён придел мученицы Параскевы. Хотя работы по расширению храма ещё не были окончены, стены были ещё сыры и не выстоялись, обновлённый придел во имя мученицы Параскевы был освящён местным благочинным И.А. Соколовым при священнике храма отце Николае (Тропаревском). Иконостас красного дерева был сработан в местной мебельной мастерской В.Е. Карасева (сельцо Подолино).

Скончался Николай Тропаревский 19 мая 1892 года, погребён против алтаря Параскиевского придела Алексиевской церкви.

17 сентября 1872 года Николай Михайлович Орловский был определён в дьячки Алексиевской церкви, сменив своего тестя П. Бажанова. До этого он после окончания в 1871 году высшего отделения Андрониевского училища служил пономарём в Одигитриевской церкви села Старого Можайского уезда. А. Терновский в соей книге (1908 г.) отмечает: “Служит и до сего времени”.

Около 1866 года церковный староста В.С. Зенин серьёзно заболел, и с этого времени фактически обязанности церковного старосты исполнял его сын Иван Васильевич Зенин. Именно благодаря его усилиям в 1876 году в церкви был сделан новый иконостас орехового дерева.

1 января 1881 года избранный накануне на съезде прихожан Иван Зенин официально вступил в должность церковного старосты храма Алексия митрополита. В 1890-1892 годах под его руководством была расширена тёплая церковь. За свою службу И.В. Зенин был награждён большой серебряной медалью на Станиславской ленте. При оставлении службы в 1899 году благодарные прихожане преподнесли ему икону преподобного Иоанна и Марии Египетской, в серебряной оправе.

Алексиевская церковь в священство отца Алексея (Терновского)
(с 1892 г.)

Алексей Алексеевич Терновский, сын священника, в 1885 году окончил первое отделение Московской Духовной академии (по второму разряду записан первым). После выпуска он был определён псаломщиком в церковь села Карачарово Московского уезда, где состоял бесплатным учителем церковного пения в земской школе.

В 1889 году он был посвящён в дьяконы и переведён на дьяконское место в церковь села Архангельское-Никольское Московского уезда, где состоял учителем закона божьего частного начального училища. Одновременно он состоял регентом в церкви села Середниково, организуя любительский хор.

После кончины священника Алексиевской церкви отца Николая (Тропаревского) прихожане ходатайствовали назначить к ним священником Алексея Терновского, и в мае 1892 года он был рукоположен в это звание.

Молодой настоятель Алексиевского храма по какой-то причине заинтересовал обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева, и тот в начале июня 1892 года, тотчас после поставления отца Алексея во священники, посетил церковьАлексия Митрополита в Середникове и имел беседу с новым священником.

Отец Алексей (Терновский) преподавал закон божий в трёх училищах прихода: в земском училище деревни Лигачево (постоянно), в училище деревни Голиково (1897-1906 гг.) и в училище сельца Подолино (с 1907 г.).

В 1892 году был обновлён Смоленский придел церкви. Он был освящён 9 августа 1892 года благочинным И.А. Соколовым при настоятеле храма Алексее Терновском в сослужении священников местных сел. С этого времени Алексиевская церковь стала трехпрестольной.

В 1891 году отец Алексей был награждён набедренником, а в 1906 году - скуфьёй. Скуфья — головной убор, обычно, тёмного цвета, который имеют право носить все священно- и церковнослужители вне богослужения.

Фиолетовая скуфья — награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.

Отец Алексей имел и светские награды - серебряную медаль в память императора Александра III, бронзовую медаль за участие в народной переписи 1896 года.

Много лет он собирал материалы по истории села Середниково и окрестных селений. Естественно, его больше привлекала история церкви в Середникове. Его книга “Храм святого Алексия Митрополита в селе Середникове” вышла в Москве в 1908 году.

В предисловии к книге Алексей Терновский пишет:

“В начале труда своего я пользовался благосклонными указаниями почившего археолога протоиерея Мих. Сим. Боголюбскаго, любезно представившего мне исторические материалы о церквах и сёлах Московского уезда XVI-XVIII ст., по загородной десятине…”.

Протоиерей Михаил Симонович Боголюбский (+1902 г.) - служил в московских храмах, магистр Московской Духовной академии, церковный писатель, один из председателей (в 1894-1902 гг.) Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП). По его инициативе было начато описание ценных древних рукописей, а также составление систематического каталога библиотеки ОЛДП.

При написании книги Алексей Терновский пользовался также историческими материалами братьев Холмогоровых, немало было почерпнуто из клировых, приходо-расходных, метрических книг и из книг брачного обыска - эти записи велись в церкви с начала XIX века. А.А. Терновский записывал рассказы местных жителей и критически сверял их с другими данными.

В своём предисловии А. Терновский продолжает:

“Задавшись мыслью составить описание местного приходского храма со времени его возникновения и до наших дней, и изучая с этой целью имеющиеся под рукой документы, я пришёл к выводу, что, восстановляя старину церковную, не лишним будет коснуться и тех лиц, с которыми тесно связана жизнь храма, т. е. прихода вообще, пастырей, ктиторов и всех лиц, принимавших и принимающих в жизни храма участие как личным трудом, так и своими пожертвованиями в настоящее время и в дни давно минувшие…”.

Сегодня, по прошествии ста лет со дня её написания, материалы этой книги являются важным источником при изучении истории нашего родного края.

В 1895 году указом преосвященного Нестера епископа Дмитровского к церкви Алексия митрополита была определена просфорница Параскева Николаевна Троицкая - вдова умершего псаломщика Успенской церкви в селе Чернёво, Московского уезда. Она скончалась в 1899 году, и на её место была определена её дочь девица Мария Григорьевна Троицкая.

Церковный староста Алексей Юрасов

В 1899-1902 гг. церковным старостой был потомственный почётный гражданин Алексей Иванович Юрасов. Проживал он в Москве. Вот как характеризует его в своей книге А.А. Терновский:

“Человек молодой, в высшей степени энергичный. При нем церковная жизнь пошла ускоренным темпом. Укрепил бутом основание храма, устроил дренажи, окрасил церковь снаружи; переделал отопление, так что духовая печь стала обслуживать и бывшую холодную часть. Пригласил братьев Пашковых, которые на его средства выполнили стенную живопись.

Для поддержания местного любительского хора нанял на лето регента из окончивших консерваторию по специальному классу. Он также готовил в хор мальчиков и девочек. ”.

Духовое отопление было сделано в 1899 году.Деньги на него выделили: В.И. Фирсанова - 1000 рублей, церковь - 300 рублей, А.И. Юрасов - 300 рублей. Художественная мастерская братьев Пашковых начала роспись церкви зимой 2001 года и закончила через четыре месяца. Храм с обновлённой стенной живописью был освящён 21 мая 2001 года (в Духов день) новым благочинным А.А. Никитским при громадном стечении жителей окрестных селений.

“По провозглашении протодьяконом Розовым обычных многолетий и многолетия ктитору храма рабу Божию Алексию и супруге его Татьяне (Фёдоровне) прихожане по благословению Преосвященного Епископа Дмитровского Нестера, во внимание к заботам и трудам по благоукрашению храма и за личные пожертвования, поднесли ктитору А.И. Юрасову икону св.Алексия и мучен. Татианы…”, - пишет А. Терновский.

В 1902 году церковным старостой был избран крестьянин деревни одолино Алексей Петрович Глазов. До этого он был помощником старосты А.И. Юрасова. Алексей Глазов был экономным хозяином. Когда во время революции 1905-1907 гг. участились грабежи и поджоги церквей, он почти каждую ночь вставал проверять сохранность церкви, иногда вместе с сыном.

Другие жертвователи. В 1901 году Марфа Никифоровна Басанова пожертвовала в церковь 150 рублей на покупку бархатной с серебряным (94-й пробы) шитьём плащаницы. Она же пожертвовала в 1902 году 600 рублей на сооружение риз (вид оклада) для местных икон в иконостас. Четыре золочёные ризы с эмалированными украшениями были сделаны в мастерской Н.И. Васильева.

После открытия мощей преподобного Серафима Саровского по просьбе священника отца Алексея прихожанином Н.В. Докиным была приобретена икона преподобного Серафима, исполненная в художественной мастерской Епаничникова; иконостас к иконе был сработан в местной мебельной мастерской Карасева.

В ризницу облачение жертвовали Столыпины, В.И. Фирсанова, прихожане - Баклины, Гавриловы, Пановы.

Три алтаря Алексиевской церкви

Сначала - небольшое пояснение… Алтарём называется восточная часть церкви, отделённая иконостасом и царскими дверьми. Столик перед главным алтарём называетсяглавным престолом, на нем совершается таинство евхаристии (причащения). В церкви может быть несколько алтарей (добавочный алтарь называется приделом).

К концу XIX века в церкви села Середникова оказалось три алтаря. Главный алтарь - с престолом святителя митрополита Алексия (1693 г., иконостас - в начале 1780 гг.), правый алтарь (придел) - Смоленский (иконы Божией Матери Смоленской, 1892 г., иконостас - 1892 г.?), левый алтарь (придел) - Пятницкий (Параскевский, около 1814 г., иконостас - 1892 г.).

Придел Параскевы Пятницы был образован около 1814 года по ходатайству Екатерины Александровны Салтыковой (урождённой Херасковой), жены владельца села Середниково графа Г.А. Салтыкова.

Имя Прасковья (Параскевия, Параскева) было у Херасковых родовым именем. Основатель рода Херасковых Константин Херескул был молдавским боярином в конце XVI века. Одну из его дочерей звали Праскева, такое же имя было у правнучки родоначальника (см.: П.Н. Петров. История родов русскогодворянства, т.II. Спб, 1886, с.311). Поэтому нет ничего удивительного, что Е.А. Салтыкова (Хераскова) пожелала назвать придел церкви именем Параскевы.

Другой придел - Смоленской иконы Божией Матери - был назван, скорее всего, по имени церкви Смоленской иконы Божией Матери в Подолино, которая существовала в 1677-1771 гг. После закрытия церкви приход её перешёл к Алексиевской церкви села Середниково (подробнее см.: И. Быстров. Село Середниково (церковь Алексия митрополита), в газете “Зеленоград сегодня”, № 4 (1343), 15 января 2008 г.). По православной традиции упразднённая церковь не исчезает: её образ остаётся либо в виде придела церкви-наследницы, либо в виде часовни с тем же именем. К тому в Середниковской церкви и поныне сохранились, по преданию, две иконы одинакового письма: икона Смоленской Божьей Матери и икона Святителя Николая.

Любопытно, что уже в наше, постсоветское, время церковь в Подолино возродилась. Летом 1992 года на личные средства фермера Владимира Александровича Гриева в Подолино началось возведение церкви по образцам древнерусского деревянного зодчества. Бревна заготавливались под Новгородом, там же ставили сруб. 10 августа 1993 года, в праздник Смоленской Пресвятой Богородицы, церковь была освящена и в ней прошла первая служба. Освящая новый храм, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил Владимиру Гриеву орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени. В октябре 1993 года над церковью была возведена колокольня.
В мае 1999 года церковь сгорела в результате поджога. Владимир Гриев вскоре выстроил на том же месте новую церковь, каменную, но очень похожую на прежнюю деревянную.

фото с сайта: ​pmvd.info

В сборнике статистических сведений о селе Середниково за 1890 год даются сведения о Никольской церкви. В них сказано, что в марте 1798 года рязанский преосвященный Симон дозволил владельцу деревни Григорию Петровичу Оболонскому построить Никольскую церковь, в этом же году она была возведена.
В 1822 г. она сгорела, и в 1836 г. ее возобновили по плану архитектора Больдсмана. В 1849 г. к ней пристроили колокольню. В 1882 г. церковь перестроили с добавлением к ней приделов - Спасского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 1836 году церковь обветшала, и по проекту архитектора Вальдемана строится новая деревянная Никольская церковь, а в 1849 году обновляется колокольня.
«В марте 1798 г. коллежский советник Григорий Петрович Оболонский испросил у Рязанского преосвященного Симона дозволения на построение деревянной Никольской церкви в селе Середниково, что и было разрешено 19 марта того же года, от того числа выдана и храмозданная грамота за № 852. В 1836 г. настоящая церковь была возобнавлена в наружном виде по плану архитектора Больдемана, а в 1837 г. приведена в приличный вид внутренность её, в 1849 г. возобновлена была колокольня. Существующая ныне в Середниково каменная Никольская церковь с приделами на правой стороне – Спасителя, исцеляющего расслабленного, на левой стороне – во имя Божия Матери всех скорбящих Радости построена в 1882 г. Скорбященский придел был оснащен 8 ноября 1882 г, настоящая и придел с правой стороны – в 1885 г. ноября 24.»
До 1798 года крестьяне деревни Середниково относились к приходу Никольской церкви села Колушка, название которого исчезло с XVIII века…»
Село Остров находилось на перекрестке больших дорог из Москвы во Владимир, Муром и Касимов и стояло в самой середине между ними, и от этого получило новое название Середниково, а с постройкой церкви во имя святителя Николая – добавилось еще одно название Никольское.

Строительство каменного храма.

В 1882 г. после злодейского убийства Александра II прихожане всех окрестных деревень ответили на это злодейское цареубийство постройкой каменного храма, а община старообрядцев воздвигла по этому случаю деревянную часовню.
Каменная Никольская церковь имела приделы того же наименования, что и церковь в селе Жабки (Колушка). С правой стороны – Спаса исцеляющего расслабленного, с левой – во имя Божия Матери всех скорбящих радости.
В 1861 году основана школа, младший класс при церкви и два старших при волостном правлении.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца – Никольская церковь.
«С принятием христианства и утверждения православных обычаев на смену Велесу пришел былинный крестьянский богатырь Микула Селянинович, который передал эстафету греческому святому – великомученику Николаю Мирликийскому, как к покровителю русской земли и крестьянского труда, с ним связывали празднование именин Земли, которое проходило повсеместно в России.
Этот праздник по канонам православной церкви отмечался дважды в году, на второй день Николы вешнего, после 10 мая по старому стилю и по новому 23 мая, а так же после Николы зимнего, после 6 декабря по старому стилю…
Накануне праздника проходила всенощная служба, как и везде, во всех 40 церквях Шатурского архипелага с веселым звоном колоколов, гул которых оглашал пространство от Оки до Клязьмы.
Крестьяне со всеми своими семьями шли в приходские церкви, ставили свечку к иконе святителя Николая с молитвой и поклонами и пели вместе с церковным хором духовный стихирь в честь Николы, и просили чудотворца помочь матери Земле вырастить богатый урожай, а зимнего Николу благодарили за дарованные плоды, выращенные и собранные на своей родной земле, а не в заморских странах. После всенощной молодые парни и девушки выходили на природу к реке, к соловьиным рощам и на бережку водили хороводы, и под музыку звончатых гуслей, пастушеских рожков, самогудок, сапелок и бубнов пели песни, частушки и плясали… Всякий человек без черной зависти на другого в духовной общности праздновали воистину на радость сердцу, во славу родной земли, в почитание чудотворной силы Николы и веры православной…
…За последние годы мы как-то незаметно и вроде бы без сожаления забыли свои древние обычаи, завещанные нам нашими предками, поменяли их на дурно пахнущие ценности бездуховного мира, растлевающего человеческую личность. Родная земля не стала символом поклонения души нашей, перестали любить природу и варварски терзаем ее и травим.
Но есть ли надежда, что молодое поколение сумеет отрешиться от безнравственности, осознает свою, данную ему Творцом Небесным ипостасную божественную сущность, будет беречь природу и возродится праздник имени родной Земли? Я верю в свой народ и в новое поколение. И будет так, как завещали предки».
Надежды оправдались. Вновь возрождаются Приходские церкви, а прихожане идут в храм и в радости, и в горе. А среди них немало молодежи и детей.

Духовенство Никольской церкви.
«В епархиальной сводке упоминаются священники: Василий Гаврилов умер в 1784 г.г, был из церкви села Жабки, Иоанн Васильев – 1784-1799 г.г., Павел Дмитриев – 1799-1833гг., Григорий Захариев Гусев – 1833-1860 г.г., Павел Григориев Гусев – с 1860 г.» В 1885 году его Высокопреосвященство Феоктист, Архиепископ Рязанский и Зарайский, обозревая церкви своей Епархии в Егорьевском уезде, 3 июня посетил Никольскую церковь в селе Середниково. При обозрении церкви и документов оказалось, что все содержится в порядке».
Данных о первой половине XX века мы нашли очень мало. Приблизительно с 1906 года священником был Смирнов Михаил Николаевич, его жена Смирнова Лидия Васильевна была учителем начальных классов. Такую информацию нам дала Богомолова Галина Михайловна, которая много лет проработала учителем русского языка и литературы в нашей школе. Смирнов Михаил Николаевич был ее дедом, умер он в 1921 – 22 году от болезни. Также Галина Михайловна рассказала, что последним священником был Гусев Павел. Дом его находился рядом с церковью, и после смерти отца и закрытия церкви его дочери Клавдия Павловна и Анна Павловна проводили службы в своем доме тайно.

Закрытие храма.

Менялась политика государства. Вскоре после революции власти повсеместно стали отвергать церковь.
В 1930 году в селе Середниково был организован колхоз «Ленинский путь»
В 1937 г. храм был закрыт и использовался как пожарная вышка, затем как гараж. Богомолова Галина Михайловна рассказала, что во время войны в 1941 году, когда ей было 9 лет, с колокольни снимали крест. Делал это молодой парень лет 16-17 по имени Алексей. Людей вокруг храма собралось много, большинство из них плакали.
После войны в церковь поместили удобрения для посевов, они разъели всю роспись внутри. Храм пришел в упадок и постепенно стал разрушаться.

Восстановление Никольского храма.

Строительство часовни.
В 1998 г. зарегистрировался православный приход. Тогда же возле кладбища устроили деревянную часовню в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Не имея средств для восстановления храма, прихожане пристроили к зданию часовни алтарную часть и совершал там Божественную литургию и другие службы.

Восстановление Никольского храма.
Несколько раз храм осматривали специалисты и утверждали, что он не подлежит восстановлению. Но произошло чудо – храм стали восстанавливать.
В 1998 году храм был передан общине Русской Православной Церкви и возобновил свою деятельность. Восстановление здания храма началось в мае 2005 г.
Из рассказа Священника Илии:
«…В апреле 2005 года началась служба в церкви. Виктор Николаевич Курицин, бывший сотрудник ГАИ, прихожанин, друг, помощник во всех делах и начинаниях. Вместе с ним собрали 20 тысяч рублей и сделали своими руками притвор. На все ушло 150 тысяч, помогли прихожане и коммерсанты. В мае служили молебен, а в декабре прошла первая служба на святителя Николая.
В 2006 году Устинов Николай Николаевич, москвич, прихожанин, управляющий банком, залез на крышу и стал очищать ее от берез, продолжали потом все вместе своими руками очищать крыши. Весной братья-близнецы Аслаповские Владимир и Дмитрий обещали сделать крышу. Зимой 2006 г. сделали крышу под рубероид. Помог Слободянник Сергей Михайлович, директор автосервиса «Бош». Галина Ивановна из деревни Самойлиха познакомила с Петром Максимовичем, который занимается строительством автодорог. Его брат Максим Максимович до сих пор помогают. В 2007 году оказали помощь в установке центрального купола.
В 2006 году после крыши занялись окнами. Помог Артюхин Алексей из г.Рошали. Слободянник Сергей Михайлович на полы и на крышу дал большие деньги. Полтора года занимались настилом полов. Два месяца вывозили скопившийся мусор.
В 2008 году московский предприниматель Константин Бугреев с супругой Еленой и дочерью Кристиной оказали материальную помощь,благодаря которым началась колласальная работа по восстановлению внутренних стен храма и внешнего фасада.
В церкви из стен падали обломки кирпичей. Перед началом работ провели молебен, и за все время ни один кирпич ни в кого не попал. Падали рядом, но в людей не попадали.
Когда были в поломнической поездке в городе Рязани, поднимались на колокольню, подумал: «Неплохо бы и нам такую лестницу». Прошло минут 15-20, звонит Татьяна (фамилия не указана), предложила деньги для восстановления лестницы на колокольню. Чудо!
Помогли пожертвованиями Анатолий Власов. В 2010 году Константин Бугреев с семьей подключились и сделали колокольню.
Все вместе: Константин Бугреев, Анатолий Власов, Максим Максимович и брат его Петр Максимович, оказали помощь в установлении четырех куполов.
Хочется отметить Груздева Александра Ивановича, оказал большую помощь в вывозе мусора.
В хозяйственных нуждах оказывал помощь Власов Виктор Иванович.
Благодаря материальной поддержке семье Бугреевых, продолжаются восстановительные и реставрационные работы и по сей день. Изготовление иконастасов, кивотов, а так же написание икон.
Огромную поддержку оказывают проезжающие, жертвующие на восстановление храма.
И,конечно, благоукрашение, уборка, поддержание порядка осуществляется силами местных жителей, прихожанами нашего храма».
При храме действует детская воскресная школа.

Усадьба Середниково (ранее Средниково) находится в Солнечногорском районе Московской области, рядом с Поселком санатория «Мцыри», и непосредственно связана с именем русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

История усадьбы начинается в 1775 году, когда сенатор Всеволод Алексеевич Всеволожский решил построить в селе Середниково парадный дом с флигелями. Практически весь архитектурный комплекс усадьбы появился при нем. После смерти Всеволожского усадьбой завладел его племянник, затем — родной брат, потом полковник Афанасий Нестеров, граф Григорий Салтыков. Наконец, в 1825 году ее покупает Дмитрий Алексеевич Столыпин, брат Елизаветы Арсеньевой, бабушки Лермонтова.

На протяжении нескольких лет бабушка привозит в Середниково своего внука, где раскрывается его писательский талант. С 1869 года усадьба принадлежит семье Фирсановых. В 1918 году ее национализировали, в 1925-м открыли санаторий для нервных больных, в 1946-м — противотуберкулезный санаторий «Мцыри».

Усадьба Середниково на google-панораме

Со второй половины XX века усадьба приходила в запустение. В 1993 году сформирован «Национальный Лермонтовский Центр в Середниково», и к началу 2000-х были завершены реставрационные работы.

Усадебный комплекс XVIII—XIX вв., выполненный в классицистическом стиле, включает главный дом с бельведером, четыре двухэтажных флигеля, скотный и конный дворы, каретный сарай, манеж. Поскольку здания неоднократно перестраивались, внутри усадьба Середниково выглядит по-другому, интерьеры восстановлены частично. В состав комплекса также входит храм Святителя Алексия XVII века, оранжерея и киногород Piligrim Porto с декорациями Англии XVIII века.

На территории усадьбы проводятся различные мероприятия для посетителей всех возрастов.

  • Квест «Побег из бункера» . Крайне популярный квест в усадьбе Середниково — 20 комнат с различными интерьерами, от 3 до 8 часов непрерывного действия, до 300 участников, играющих одновременно. .
  • Активный отдых. Можно поиграть в пейнтбол, страйкбол и лазертаг, совершить обзорный полет на вертолете, арендовать место для мангала.
  • Экскурсии . По Парадному дому усадьбы Середниково проводятся обзорные экскурсии (расписание). Индивидуальным посетителям записываться не надо, тогда как для групп от 15 человек требуется предварительный заказ (тематики разные). Длительность экскурсии — 1 час.
  • Фестивали . На территории усадьбы проводятся костюмированный бал Midsummer Night’s Dream и летний бал-променад «Лермонтовские каникулы».
  • Проведение мероприятий. Предложены и традиционные услуги — свадьба в усадьбе Середниково, корпоративные и торжественные мероприятия любого формата и тематики, выпускной вечер или последний звонок, праздничные программы для учеников начальной и средней школы.

Режим работы и стоимость билетов

Усадьба Середниково работает каждый день без выходных с 9.00 до 22.00.

Стоимость входного билета на посещение исторического архитектурного комплекса и пейзажного парка усадьбы:

  • взрослые — 100 рублей;
  • пенсионеры — 50 рублей;
  • дети до 14 лет и инвалиды — бесплатно.

Посещение Парадного дома возможно только в составе экскурсионной группы. Билет на экскурсию оплачивается отдельно непосредственно в Парадном доме:

  • полный билет — 300 рублей;
  • льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) — 250 рублей.

Как доехать до усадьбы Середниково

До усадьбы Середниково можно добраться самостоятельно на общественном транспорте или автомобиле.

Из Москвы сначала можно доехать до железнодорожной станции Фирсановская (электрички отправляются с Ленинградского вокзала, примерное время в пути — 45 минут), где нужно сделать пересадку на автобус № 40, следующий до санатория «Мцыри», это конечная станция. Автобус курсирует с 05:30 до 22:00, с дневным перерывом. Расписание автобуса можно уточнить . Общее время в пути — чуть более часа.

Если вы добираетесь до усадьбы Середниково из Зеленограда, то помимо электрички, вы можете доехать до станции Фирсановская на автобусе № 7.

При движении из Москвы на машине нужно ехать по Ленинградскому шоссе, затем свернуть у населенного пункта «Черная грязь» в сторону Фирсановки.

Точные координаты усадьбы:

Широта: 55гр. 55’45.03"N (55.929175)

Долгота: 37гр. 14’28.38"E (37.241217

Для заказа автомобиля из Зеленограда вы можете воспользоваться мобильными приложениями местных служб такси: например, «Такси Бамбук», «Вояж» или «Такси24». В Москве действуют приложения Gett и Яндекс. Такси.

Видео об усадьбе Середниково:

С. Середниково.

В 1623 г. д. Середниково на реке Горетовке принадлежала стольнику, князю Никите Ивановичу Егунову-Черкасскому (в 1632-1634 гг. воевода в Томске). В деревне стоял один двор помещика, в котором жили дворовые люди.

В 1639 г. ею владел уже сын, князь Михаил Никитич Егунов-Черкасский, а в 1666 г. - стольник царей Иоанна и Петра, князь Иван Михайлович Егунов-Черкасский (по разделу с мачехой, княгиней Прасковьей Фёдоровной).

После 1678 г. он поселил в Середниково крестьян и в 1693 г. получил разрешение на строительство каменной церкви с престолами «внизу - Алексия Митрополита - тёплую, вверху - Нерукотворного Образа Спасова - холодную».

Однако церковь почему-то построил одноэтажную, в том виде, в каком она существует в настоящее время (позднее пристроены приделы и колокольня). Поскольку разрешение он просил на двухэтажную, то в приходских книгах Патриаршего приказа она значилась (1696-1740 гг.) как «церковь Нерукотворного Образа Спасова», и за самим селом надолго удержалось название Середниково-Спасское, забывшееся только с конца 1870-х гг. После Ивана Михайловича село принадлежало его сыну Ивану.

В 1724 г. владелец подал прошение в Казённый приказ о разрешении освятить церковь и выдать антиминс.

По смерти князя село в 1748 г. досталось его сыну Тимофею Ивановичу Егунову-Черкасскому по разделу с родным братом Львом и их матерью Прасковьей Степановной.

В 1767 г. имение Тимофея Черкасского было описано за долги разным лицам.

В 1770 г. село куплено с аукциона Никитой Афанасьевым Камыниным, а в 1775 г. продано им Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому (Всеволодскому, 1732-1796), сенатору, тайному советнику действительному камергеру, владельцу двух металлургических заводов на Урале.

В 1775 г. в приходе с. Середниково значилось 54 двора, 300 душ, церковной земли нет, вместо неё от вотчинника Всеволжского давалось руги 100 руб., сена 20 копен, при церкви был священник, а дьячка и пономаря не было.

В 1777 г. по разрешению Синодальной конторы Всеволожский произвёл ремонт храма Святителя Алексия Митрополита Московского , при этом снёс колокольню.

Ныне существующая колокольня построена в 1865 г. (в советское время разрушен верхний ярус).

Всеволожский купил Середниково и ещё два села с их приходами - Подолино и Благовещенское, в которых церкви при нём были упразднены, прихожане причислены к церкви с. Середниково.

В 1899 г. при постройке духовой печи у арки, отделяющей главный храм от трапезной , были найдены остатки гробов.

Усадьба построена в конце XVIII в. на средства В.А. Всеволожского (полагают, что в её создании принимал участие архитектор И.Е Старое). На высоком холме, круто спускающемся к пруду с двумя искусственными островками, возвышается двухэтажный главный дом с бельведером – круглой открытой башенкой - и четырьмя двухэтажными флигелями, соединенными между собой крытой колоннадой. Все здания охватывают центральный двор, замкнутый решёткой с воротами. По сторонам подъездной аллеи, ведущей к воротам парадного двора, располагаются корпуса конного и скотного дворов.

В ансамбль конного двора входят каретный сарай, сооружённый в стиле псевдоготики, и круглое здание манежа (конец XIX в.) Парковый фасад усадебного дома обращен к пруду, к которому спускается широкая каменная лестница - самое красивое и поэтичное место Середникова.

Холм, на котором стоит усадьба, порос деревьями, в основном это сосны, ели, лиственницы. Неподалеку находится глубокий овраг с системой каскадных прудов. Через овраг переброшены арочные мосты с красивыми решётками между каменными столбами парапета.

В 1805 г. Середниково принадлежало Сергею Алексеевичу Всеволожскому.

В 1762 г. он, тогда прапорщик Измайловского полка, способствовал восшествию на престол Екатерины II , в 1763 г. был назначен в Сенат на должность секретаря, с 1765 г. камер-юнкер, впоследствии действительный камергер и генерал-поручик.

В 1771 г. он женился на фрейлине Екатерине Андреевне Зиновьевой, с которой после 10 лет жизни был в разъезде, съехался за год до смерти (ум. 1822).

В 1806 г. селом владел подполковник Афанасий Александрович Нестеров, в 1814 г. - надворный советник, граф Григорий Алексеевич Салтыков (1776-1829). Его супруга Екатерина Александровна (урождённая Хераскова) устроила в храме придел во имя мученицы Параскевы , пристроив его с западной стороны. Алексеевская церковь была холодной, придел - тёплым.

В 1823 г. имением владел надворный советник и кавалер Иван Захарович Малышев, а в 1825 г. - генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин (1785-1826). Офицер-артиллерист, он участвовал в войнах 1805-1807 гг.

В Южной армии он командовал корпусом, был знаком с П. Пестелем, декабристы прочили его в состав Временного правительства. Столыпин скоропостижно скончался в Середникове в то время, когда в Москве производились аресты заговорщиков-декабристов.

Село осталось его жене Екатерине Аркадьевне (урождённой Анненковой, 1791 - 1853). Она была образованной и гостеприимной хозяйкой, превосходно играла на фортепьяно. Здесь бывала сестра её мужа Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845) с внуком - Михаилом Юрьевичем Лермонтовым (1814-1841).

Он впервые приехал в Середниково 1 июля 1829 г. и затем неоднократно посещал его в годы учения в Московском университетском благородном пансионе и в Московском университете. Побывал он здесь, возможно, и в 1832 г. С этим селом связан романтический период его юности, с первыми увлечениями и разочарованиями.

Летом в Середниково собиралось много молодежи, сюда приезжали Лопухины, сестры Бахметевы, кузины Столыпины. Неподалёку, в сельце Фёдоровке, жила Александра Михайловна Верещагина (1810-1873, в 1836 г. она познакомилась и вскоре вышла замуж за дипломата барона Хюгеля и жила в Германии), она – дочь сестры жены владельца Середникова, Д.А. Столыпина, была близким другом Лермонтова.

В 1831 г. он посвятил ей поэму «Ангел смерти». В Большакове (рядом с Фёдоровкой) жила Екатерина Александровна Сушкова (1812-1868, в замужестве Хвостова). Красивая, ироничная Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С её именем связан цикл стихов 1830 г., посвященный не разделённой любви. По рассказам Сушковой, барышни обращались с Мишелем Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму.

В начале 1831 г. Лермонтов гостил в усадьбе вдовы драматурга Ф. Иванова, Екатерины Ивановны, и был влюблен в её дочь Наталью. Ободренный в начале знакомства её вниманием, он вскоре встретил холодность и непонимание, их отношения тем же летом закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта, переживания этого лета имели связь и с драмой Лермонтова "Странный человек". Пережив разрыв с Н.Ф. Ивановой, Лермонтов в том же 1831 г. страстно влюбился в "молоденькую, милую, умную... в полном смысле восхитительную" Варвару Александровну Лопухину (1815-1851, в замужестве Бахметеву).

Переезд Лермонтова в 1832 г. в Петербург помешал развиться увлечению, а военная служба и светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки. Жестокая развязка романа Лермонтова с Сушковой, вероятно, повлияла на решение Варвары Александровны выйти в 1835 г. замуж за Н.Ф. Бахметева, человека немолодого. Лопухиной посвящены многие стихотворения Лермонтова.

Потом владельцем Середникова был сын Дмитрия Алексеевича Столыпина, Аркадий Дмитриевич (1821-1899), генерал-адъютанте 1878 г. В 16 лет он был определён на военную службу в конную артиллерию, в 1841 г. произведён в офицеры и вскоре вышел в отставку. Во время Венгерской кампании 1849 г. возвратился на службу. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., за боевые отличия под Севастополем в 1855 г. пожалован во флигель-адъютанты. По окончании военных действий состоял при Оренбургском и Самарском генерал-губернаторе.

В 1857-1862 гг. - наказной атаман Уральского казачьего войска, произведён в генерал-майоры с причислением к свите императора. По выходе в отставку жил в своём имении. В усадебном храме колокола помещались на отдельно стоявшей звоннице, и в 1865 г. Аркадий Дмитриевич отдал церкви находившиеся против неё каменные сараи и риги, они были разобраны и из добытого таким образом кирпича выстроена ныне существующая колокольня.

В 1877 г. Столыпин получил придворное звание шталмейстера, имел чин тайного советника. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. По окончании военных действий с 1878 по 1879 гг. был генерал-губернатором Восточной Румелии и Адрианопольского санджака.

В 1879-1886 гг. командовал 9-м армейским корпусом, с 1886 по 1889 гг. - Гренадерским корпусом.

С 1889 г. - член Александровского комитета о раненых.

С 1892 г. заведовал придворной частью в Москве. В 1897 г. пожалован в обер-камергеры. За службу удостоен высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками включительно. «Высокий, стройный и худой, всегда веселый и общительный», он не замыкался на одном военном деле: сочинял музыку, играл на скрипке, увлекался скульптурой (участвовал в академической выставке 1869 г.), интересовался богословием, историей и литературой (написал «Историю России для народного и солдатского чтения», ряд статей и воспоминания). По отзывам современников, Столыпин не отличался сосредоточенностью и целеустремлённостью. Это был большой жизнелюб, игрок. Однажды он выиграл целое поместье, Колноберже недалеко от г. Ковно, и оно настолько понравилось Столыпиным, что на долгие годы стало основным местом их жительства.

Во время Крымской войны Столыпин подружился с Л.Н. Толстым , однако постепенно произошло отдаление. По смерти первой жены, Устиновой, он женился на княжне Наталье Михайловне Горчаковой (1827-1889), дочери наместника Царства Польского, князя М.Д. Горчакова. От второго брака у него были сыновья Михаил, Александр (1864-1927) и Пётр (1862-1911), известный социально-политический реформатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, убитый агентом охранки. Он оставил воспоминания о пребывании в с. Середниково в детские годы.

В 1869 г. село было куплено Иваном Григорьевичем Фирсановым. Он мальчиком пришёл в Москву из Серпухова и вначале работал рассыльным в ювелирной лавке, затем стал приказчиком и, научившись оценивать золото и камни, выделился в собственное торговое дело и разбогател. Он стал скупать участки земли в Москве с ветхими строениями и ювелирные изделия, позже с братом Петром организовал торговлю домами и лесоматериалами.

Его собственностью были более 20 домов в Москве, в том числе здание, где ныне ресторан «Прага»: Петровский пассаж, Сандуковские бани. Станцию Фирсановка назвали в честь построившего её И.Г. Фирсанова. Он был также первоприсутствующим сиротского суда, П. Г. Фирсанов основал богадельню в Серпухове .

За большие благотворительные дела братья были удостоены звания потомственных почётных граждан.

Их племянники Николай, Алексей, Михаил и Сергей Алексеевичи продолжили дело и приобрели в Москве несколько доходных домов. Середниково после смерти Ивана Григорьевича перешло в 1881 г. к его дочери Вере Ивановне Фирсановой, которая закончила начатую им постройку в Москве большого дома для вдов и сирот за 700 000 золотых рублей и с высочайшего утверждения в 1893 г. передала Комитету Братолюбивого общества.

При В.И. Фирсановой к 100-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в усадьбе установлен бюст поэта работы известного скульптора А.С. Голубкиной. В том же году к нему прибавился обелиск в парке.

Вера Ивановна была последней владелицей усадьбы.

В 1876 г. в приделе мученицы Параскевы были установлены новый иконостас (дубовый с кипарисной доской) и новый престол. Ко времени их освящения в том же году сделан мозаичный пол взамен известнякового.

В 1880 г. церковь расширена ввиду увеличения числа прихожан и в плане стала напоминать крест . Внутреннюю отделку взяла на себя В.И. Фирсанова, она же дала 500 руб. на иконостас для нового придела во имя Смоленской иконы Божией Матери - в память упразднённой в с. Подолино Смоленской церкви. Придел мученицы Параскевы решено было поместить на левой стороне, Смоленский на правой в расширенной тёплой церкви.

Храм был окончательно достроен и освящён в 1892 г. В.И. Фирсанова заказала иконы в новый иконостас на золотом чеканном фоне. Сам иконостас красного дерева сделал крестьянин с. Подолино В.Е. Карасёв. Ко дню освящения придела Вера Ивановна подарила два небольших паникадила, 4 подсвечника к местным образам, запрестольный трёхсвечник, металлические хоругви, вызолоченные сосуды, полное священническое и дьяконское облачение и облачение на престол и жертвенник. В благодарность прихожане после возглашения многолетия в честь В.И. Фирсановой во время освящения престола поднесли Вере Ивановне икону Смоленской Божией Матери.

В июне 1892 г. храм посетил обер-прокурор Святейшего Синода (с 1880 по 1905) Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Он приехал навестить В.И. Фирсанову в её имении и пожелал осмотреть храм, где был встречен местным причтом. В 1899 г. церковным старостой А.И. Юрасовым сделано духовое отопление, вся церковь стала тёплой.

В 1901 г. по его же инициативе художественной мастерской братьев Пашковых была выполнена настенная живопись. На частные пожертвования в 1901-1905 гг. приобретены плащаница, ризы для местных икон, распятие, серебряное препоясание, серебряный эмалированный венец на Христа, венец на изображение Бога Саваофа и Святого Духа на том же кресте. Крестьянином И. Зениным, владельцем лесопильного завода в Лигачёве, пожертвован образ «Всех Скорбящих Радость » и к нему стоячий орехового дерева иконостас и серебряная лампада. Служебные сосуды, дарохранительница, напрестольный крест также подарила В.И. Фирсанова. В приделе великомученицы Параскевы две иконы - Христа и Божией Матери - украшены ризами . По преданию, иконы подарены госпожой Всеволожской, ею же исполнены ризы.

Своих домов причт не имел, а помещался в каменном господском доме, который в 1861 г. пожертвовал Столыпин, дворы и прочие хозяйственные пристройки были собственными.

В 1870 г. по просьбе церкви её земля, неудобная для сельского хозяйства по отдалённости, была поменяна на землю помещика. В клировых ведомостях записано: «Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины».

До 1904 г. в храме Алексия Митрополита святой антиминс был старинный, освящённый в 1782 г., и только в 1904 г. за ветхостью, заменён на новый, освящённый в 1903 г. митрополитом Московским Владимиром.

Из крестьян с. Середниково известны Гавриил Захарович Прыжов (1793-1858, род. в Середниково, ум. в Москве), из вольноотпущенных, участвовал в Бородинском сражении, в 1815 г. поступил швейцаром в Мариинскую больницу для бедных в Москве, в 1817 г. перемещён на вакансию писаря, к концу жизни получил чин титулярного советника с правом на дворянство, в 1856 г. награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Его сын Иван (1827-1885), историк и этнограф, служил в управе благочиния.

В 1848-1850 гг. он учился в Московском университете, с 1860 г. начал печататься: "Нищие на святой Руси" (1862), "История кабаков..." (1868), "Исповедь" (писал о Середникове).

В 1869 г. стал членом "Народной расправы", по делу нечаевцев (убийство студента Иванова, побудившее Ф.М. Достоевского к написанию романа "Бесы") осуждён на 12 лет каторги и вечное поселение в Сибири. В 1885 г. умер в Петровском заводе (ныне г Петровск-Забайкальский Читинской области).

С 1919 г. в Середниково разместился санаторий «Мцыри».

Храм не закрывался, но был разрушен верхний ярус колокольни.

В соседней д. Лигачёво с 1914 по 1958 г. жил художник Константин Фёдорович Юон (1875-1958). Он женился на местной крестьянке Дарье Никифоровой и построил в деревне дом.

Чтобы лучше ориентироваться приведу еще раз план усадьбы.

И напомню, что при В.А. Всеволожском в Средниково было большое доходное хозяйство: конный завод, скотный двор, сад, теплицы, оранжереи, мастерские краснодеревщиков, полотняная и жестяная фабрики.

Осмотрим хозяйственные постройки, находящиеся западнее центральной оси усадьбы. К сожалению, назначение всех строений мне так и не удалось выяснить.

Оранжереи же легко можно определить по характерным большим окнам.

По небольшой аллее перейдем в восточную часть хозяйственного двора.

С этой стороны расположились скотный двор и конюшни.

Особого внимания заслуживает манеж правильной, симметричной формы.

Снизу, широким поясом, добротный фундамент из красного кирпича, на котором возвышаются 14 колонн. Пролеты колонн из дерева. В каждом по два окна. Вверху - свод из тесаных бревен, собран без единого гвоздя. Верхние окна свода концентрируют лучи света в центр манежа. Над воротами, возвышается треугольная арка, на широких кирпичных колоннах. Площадь манежа 350 квадратных метров.

Правда, в эти зимние дни лестница превратилась в горку, по которой не прочь прокатиться и взрослые и дети, а пруд - в белое поле. По поводу лестницы и лиственниц ее окаймляющих, словно естественная колоннада, на сайте усадьбы какие-то противоречивые сведения: в одном месте говорится, что они относятся ко времени владения усадьбы В.А. Всеволожским, в другом - что были созданы при последней хозяйке усадьбы В. И. Фирсановой.

Западнее лестницы находится овраг, через который перекинуто три моста.

Нижний Мост любви находится в непосредственной близости от пруда.

Следующий средний - Красный мост.

Самый большой и красивый - белокаменный трех арочный мост, именуемый также Чертовым мостом.

Украшавшие его выступы-балкончики, четыре колонны на въездах и красивая решетка, к сожалению, практически полностью утрачены.

От усадебного парка по дороге мы направились к церкви Алексия митрополита Московского.

Строительство каменного храма в Середникове начинается при князьях Егуповых-Черкасских. Так в 1693 году князь Иван Михайлович
Черкасский получает разрешение построить в селе Середниково каменную церковь. В Приходной книге патриаршаго казенного приказа за 1694 год говориться: «…в прошлом 1693 году, мая в 18 день по указу Всятейшаго Патриарха и по помете на выписке Андрея Динисова Владыкина, по челобитью стольника князь Иван княжь Михайлова сына Егунова - Черкасскаго, велено ему в Московском уезде, в Горетове стану, в поместье его, в селе Середникове построить вновь каменную церковь внизу Алексия Митрополита теплую, да на верху Нерукотворенного образа Спасова - холодную…»

Однако, получив разрешение на строительство двухэтажного храма, Черкасский по каким-то соображениям построил одноэтажную церковь во Св. Алексия Митрополита.

В 1777 году новый хозяин Середникова Всеволод Алексеевич Всеволожский просит в Синодальной конторе разрешения ремонтировать каменный храм, который к тому времени сильно обветшал. Во время ремонта существующая на тот момент колокольня, была полностью разобрана, а колокола помещались в особо устроенной звоннице. Помимо Середникова Всеволожский покупает соседние села Подолино и Благовещенское, таким образом, в его владениях оказываются три близлежащих церкви. Церкви в Подолино и Благовещенском им были упразднены, а соседние деревни присоединены к приходу Алексеевской церкви.

Следующие изменения в церкви происходят в 20-е гг. XIX века при графе Григории Алексеевиче Салтыкове. К холодной церкви с западной стороны пристраивается теплый придел во имя Мученицы Параскевы, таким образом, церковь несколько удлиняется. В 1865 году уже при Столыпиных к церкви была пристроена нынешняя трехъярусная колокольня.

Храм Алексия Митрополита в летнее время был вместительным, однако, зимой, когда холодная церковь запиралась, места для большого количества прихожан не хватало. Во времена последних владельцев усадьбы Фирсановых, поскольку теплую церковь мешала удлинять колокольня, решено было расширить ее в поперечнике, выдвинув ее бока так, что церковь приобрела вид креста. Расширение церкви осуществлялось в 1890-1892 годах. В результате этих работ был создан второй придел. И церковь стала трехпрестольной. Главный престол храма - Алексия, Митрополита Московского, боковые приделы: правый во имя иконы Смоленской Богоматери, левый - во имя Параскевы Пятницы.

На этом благоустройство храма не завершается, продолжается внутренняя отделка. В 1899 году было сделано духовое отопление всей церкви, в результате чего вся церковь становится теплой. В 1901 году интерьер храма украшается стенной росписью.

После революции верхний ярус колокольни был снесен и восстановлен только в 2001 году.

Фото 1995 г. (слева) и 2010 г. (справа)

Церковь никогда не закрывалась, в ней сохранился главный иконостас начала 1780-х годов и резные иконостасы 1890-х годов.

Все части рассказа об усадьбе Середниково:



Часть 3. Парк, хозяйственные постройки и церковь Святителя Алексия.

mob_info